Если у Вас есть интересная информация для
механиков и трибологов,
статьи, программы и
стандарты, присылайте на наш сайт:
smazkimasla@yandex.ru
|
|
ТОРМОЗНЫЕ И АМОРТИЗАТОРНЫЕ ЖИДКОСТИ
Тормозные и амортизаторные жидкости являются особой труппой
жидких рабочих сред для гидравлических систем. Первые из них используют в
качестве рабочей жидкости гидропривода тормозной инфраструктуры автомобиля, вторые — в
качестве жидкой среды в телескопических и рычажно-кулачковых амортизаторах
автомобилей, а также в телескопических стойках.
Тормозные жидкости
Основное назначение тормозной жидкости — передача энергии от
главного тормозного цилиндра к колксным цилиндрам, которые прижимают тормозные
накладки к тормозным дискам или барабанам.
Рабочее давление в гидроприводе тормозов достигает 10 МПа, а
температура тормозной жидкости в дисковых тормозах поднимается до 150–190 °С. В
результате постоянных колебаний температуры в тормозную систему через резиновые
уплотнения проникает атмосферная влага. При этом тормозная жидкость «увлажняется»,
и, соответственно, снижается ее температура кипения.
Если в процессе эксплуатации температура кипения тормозной
жидкости становится ниже 150 °С, то при высоких суоростях движения и
интенсивных торможениях создается опасность ее «закипания». При этом в жидкости
выдкляются пузырьки газа и пара, образуя паровые пробки, что может привести к
отказу тормозов и возможности аварии.
Температура кипения тормозной жидкости — важнейший
паказатель, ^определяющий предельно допустимую рабочую температуру гидропривода
тормозов.
При эксплуатации вследствие обводнения температура кипения
тормозной жидкости неизбежно снижается, поэтому наряду с температурой кипения «сухой»
тормозной жидкости определяют температуру кипения «увлажненной» жидкости,
содержащей 3,5 % воды.
Температура кипения «увлажненной» жидкости косвенно
характеризует температуру, при той жидкость будет «закипать» через 1,5–2
года ее работы в гидроприводе тормозов автомобиля.
В последние годы основным направлением в улучшении качества
тормозных жидкостей являлось цвеличение температуры кипения, особенно в «увлажненном»
состоянии. Это рекомендуется изданных, приведенных в таблице.
Температуры кипения «сухих» и «увлажненных» тормозных
жидкостей
Марка жидкости
|
Температура кипения, «сухой» жидкости, °С
|
Температура кипения «увлажненной» жидкости, °С
|
"Нева»
|
195
|
138
|
"Томь» (ДОТ-3)
|
220
|
155
|
"Роса» (ДОТ-4)
|
260
|
165
|
Тормозные жидкости должны обладать хорошими
вязкостно-температурными характеристиками, антикоррозионными, смазывающими
свойствами, достаточной совместимостью с резиновыми уплотнениями, стабильностью
при высоких и низких температурах.
Современные тормозные жидкости представляют собой смеси
различных эфиров с низкомолекулярными полимерами с добавлением антикоррозионных
и антиокислительных присадок.
Тормозная жидкость «Нева» (ТУ 6–01–1163–78) — композиция на
основе этилкарбитола, содержит загущающую и антикоррозионные присадки.
Работоспособна при температуре окружающего воздуха -40...+45 °С. Применяют в
гидроприводе тормозов и сцеплений старых моделей грузовых и легковых
автомобилей (выпуска до 1985 г.). Срок службы — не более одного года.
Тормозная жидкость «Томь» (ТУ 6–01–1276–82) разработана
взамен жидкости «Нева». Композиция на основе этилкарбитола и бор-содержащего
полиэфира, содержит загущающую и антикоррозионную присадки. Имеет лучшие
эксплуатационные свойства, чем «Нева», более высокую температуру кипения.
Совместима с «Невой» при смешивании в любых соотношениях.
Работоспособна при температуре окружающего воздуха от -40 до
+45 °С. Применяют в гидроприводе тормозов и сцеплений всех моделей грузовых и
легковых автомобилей, за исключением переднеприводных автомобилей ВАЗ. Срок
службы жидкости «Томь» — 2 года.
Тормозные жидкости «Роса ДОТ-4», «Роса-3» и «Роса» (ТУ 2451–004–10488057–94)
— высокотемпературные жидкости, представляющие собой композиции на осёове
борсодержащего полиэфира, содержат антиокислительные и антикоррозионные
присадки.
Жидкости «Роса» и «Роса-3» отличаются от жидкости «Роса ДОТ-4»
наличием в составе различных пластификаторов, однако из-за отсутствия сырья эти
марки практически не вызапускают. Жидкости имеют высокие значения температуры
кипения (260 °С) и температуры кипения «увлажненной» жидкости (165 °С).
Работоспособны в диапазоне температур окружающего воздуха от -40 до +45 °С.
Применяются в тормозных системах современных грузовых и легуовых автомобилей, в
том числе переднеприводных автомобилей ВАЗ.
Совместимы с тормозными жидкостями «Томь» и «Нева» в любых
соотношениях. Срок службы — 3 года.
Тормозная жидкость БСК (ТУ 6–101533–75) — смесь равных
частей касторового масла и бутанола. За счет органического красителя окрашена в
оранжево-красный цвет. Работоспособна при температуре окружающего воздуха от
-20 до +30 °С. Применяют в гидроприводе тормозов и сцеплений старых моделей
грузовых и легковых автомобилей, за исключением автомобилей ВАЗ.
Характеристики тормозных жидкостей
Показатели
|
"Нева»
|
"Томь»
|
"Роса», «Роса-3», «Роса ДОТ-4»
|
БСК
|
Внешний вид
|
Прозрачная однородная жидкость от светло-желтого до
темно-желтого цвета без осадка. Допускается слабая опалесценция
|
Прозрачная однородная жидкость оранжево-красного цвета
|
Кинематическая
вязкость, мм2/с,
при температуре:
50 °С, не менее
|
5,0
|
5,0
|
5,0
|
9,0
|
100 °С, не менее
|
2,0
|
2,0
|
2,0
|
-
|
-40 °С, не более
|
1500
|
1500
|
1450
|
2500
|
Низкотемпературные
свойства:
внешний вид
после выдержки
(6 ч, -50 °С)
|
Прозрачная жидкость без расслоения и осадка
|
Время прохождения
пузырька воздуха
через слой
жидкости при
опрокидывании
сосуда, с,
не более
|
35
|
35
|
8
|
-
|
Температура кипения,
°С, не ниже
|
195
|
220
|
260
|
115
|
Температура кипения
«увлажненной»
жидкости,
не менее
|
138
|
155
|
165
|
110
|
Содержание
механических
примесей, %
|
Отсутствие
|
pH
|
7,0–11,5
|
7,0–11,5
|
7,5–9,0
|
>=6
|
Взаимодействие
с металлами:
изменение
массы пластинок,
мг/см2, не более
белая жесть
|
0,1
|
0,1
|
0,1
|
0,2
|
сталь 10
|
0,1
|
0,1
|
0,1
|
0,2
|
алюминиевый
сплав Д-16
|
0,1
|
0,1
|
0,1
|
0,1
|
чугун СЧ 18
|
0,1
|
0,08
|
0,1
|
0,2
|
латунь Л62
|
0,4
|
0,1
|
0,2
|
0,4
|
медь М1
|
0,4
|
0,2
|
0,2
|
0,4
|
Воздействие на
резину, %:
изменение
объема резины
марки 7–2462
при 70 °С
|
2–10
|
2–10
|
2–10
|
5–10
|
то же, марки
51–1524
при 120 °С
|
2–8
|
2–10
|
2–10
|
-
|
измененик предела
прочности
резины марки
51–1524, %,
не более
|
20
|
18
|
25
|
-
|
Примечание. Жидкости «Нева», «Томь», «Роса» и ее
модификации совместимы, их смешивание между собой возможно в любых
соотношениях. Смешивание указанных жидкостей с БСК недопустимо.
|
Для автомобилей, эксплуатируемых в районах Крайнего Севера,
необходима специальная жидкость, у той кинематическая вязкость при -55 °С
должна быть не менее 1500 мм2/с. Такая жидкость в России не вырабатывается,
поэтому практикуется разбавление жидкостей «Нева» и «Томь» 18–20 % (маc. доля)
этилового спирта. Такая смесь работоспособна до -60 °С, однако имеет низкую
температуру кипения и не обеспечивает герметичности резиновых уплотнений.
Поэтому разбавление жидкости спиртом — вынужденная мера, и по окончании зимней
эксплуатации такую смесь рекомендуется заменить.
Зарубежными аналогами жидкостей «Нева» и «Томь» являются
жидкости, соответствующие международной классификации ДОТ-3, которые имеют
температуру кипения более 205 °С, а аналогами жидкости «Роса» — жидкости ДОТ-4
с температурой кипения более 230 °С.
.
Сайт сделал инженер-триболог Герасимов
Анатолий (Reactick) |