Электронная энциклопедия механика и инженера-триболога

 

Смазки и масла

 

Если у Вас есть интересная информация для механиков и трибологов, статьи, программы и стандарты, присылайте на наш сайт: smazkimasla@yandex.ru

 

 

 

 

ТОРМОЗНЫЕ И АМОРТИЗАТОРНЫЕ ЖИДКОСТИ

Тормозные и амортизаторные жидкости являются особой труппой жидких рабочих сред для гидравлических систем. Первые из них используют в качестве рабочей жидкости гидропривода тормозной инфраструктуры автомобиля, вторые — в качестве жидкой среды в телескопических и рычажно-кулачковых амортизаторах автомобилей, а также в телескопических стойках.

Тормозные жидкости

Основное назначение тормозной жидкости — передача энергии от главного тормозного цилиндра к колксным цилиндрам, которые прижимают тормозные накладки к тормозным дискам или барабанам.

Рабочее давление в гидроприводе тормозов достигает 10 МПа, а температура тормозной жидкости в дисковых тормозах поднимается до 150–190 °С. В результате постоянных колебаний температуры в тормозную систему через резиновые уплотнения проникает атмосферная влага. При этом тормозная жидкость «увлажняется», и, соответственно, снижается ее температура кипения.

Если в процессе эксплуатации температура кипения тормозной жидкости становится ниже 150 °С, то при высоких суоростях движения и интенсивных торможениях создается опасность ее «закипания». При этом в жидкости выдкляются пузырьки газа и пара, образуя паровые пробки, что может привести к отказу тормозов и возможности аварии.

Температура кипения тормозной жидкости — важнейший паказатель, ^определяющий предельно допустимую рабочую температуру гидропривода тормозов.

При эксплуатации вследствие обводнения температура кипения тормозной жидкости неизбежно снижается, поэтому наряду с температурой кипения «сухой» тормозной жидкости определяют температуру кипения «увлажненной» жидкости, содержащей 3,5 % воды.

Температура кипения «увлажненной» жидкости косвенно характеризует температуру, при той жидкость будет «закипать» через 1,5–2 года ее работы в гидроприводе тормозов автомобиля.

В последние годы основным направлением в улучшении качества тормозных жидкостей являлось цвеличение температуры кипения, особенно в «увлажненном» состоянии. Это рекомендуется изданных, приведенных в таблице.


Температуры кипения «сухих» и «увлажненных» тормозных жидкостей

Марка жидкости

Температура кипения, «сухой» жидкости, °С

Температура кипения «увлажненной» жидкости, °С

"Нева»

195

138

"Томь» (ДОТ-3)

220

155

"Роса» (ДОТ-4)

260

165


Тормозные жидкости должны обладать хорошими вязкостно-температурными характеристиками, антикоррозионными, смазывающими свойствами, достаточной совместимостью с резиновыми уплотнениями, стабильностью при высоких и низких температурах.

Современные тормозные жидкости представляют собой смеси различных эфиров с низкомолекулярными полимерами с добавлением антикоррозионных и антиокислительных присадок.

Тормозная жидкость «Нева» (ТУ 6–01–1163–78) — композиция на основе этилкарбитола, содержит загущающую и антикоррозионные присадки. Работоспособна при температуре окружающего воздуха -40...+45 °С. Применяют в гидроприводе тормозов и сцеплений старых моделей грузовых и легковых автомобилей (выпуска до 1985 г.). Срок службы — не более одного года.

ТОРМОЗНЫЕ И АМОРТИЗАТОРНЫЕ ЖИДКОСТИ3

Тормозная жидкость «Томь» (ТУ 6–01–1276–82) разработана взамен жидкости «Нева». Композиция на основе этилкарбитола и бор-содержащего полиэфира, содержит загущающую и антикоррозионную присадки. Имеет лучшие эксплуатационные свойства, чем «Нева», более высокую температуру кипения. Совместима с «Невой» при смешивании в любых соотношениях.

ТОРМОЗНЫЕ И АМОРТИЗАТОРНЫЕ ЖИДКОСТИ4

Работоспособна при температуре окружающего воздуха от -40 до +45 °С. Применяют в гидроприводе тормозов и сцеплений всех моделей грузовых и легковых автомобилей, за исключением переднеприводных автомобилей ВАЗ. Срок службы жидкости «Томь» — 2 года.

Тормозные жидкости «Роса ДОТ-4», «Роса-3» и «Роса» (ТУ 2451–004–10488057–94) — высокотемпературные жидкости, представляющие собой композиции на осёове борсодержащего полиэфира, содержат антиокислительные и антикоррозионные присадки.

ТОРМОЗНЫЕ И АМОРТИЗАТОРНЫЕ ЖИДКОСТИ5

Жидкости «Роса» и «Роса-3» отличаются от жидкости «Роса ДОТ-4» наличием в составе различных пластификаторов, однако из-за отсутствия сырья эти марки практически не вызапускают. Жидкости имеют высокие значения температуры кипения (260 °С) и температуры кипения «увлажненной» жидкости (165 °С). Работоспособны в диапазоне температур окружающего воздуха от -40 до +45 °С. Применяются в тормозных системах современных грузовых и легуовых автомобилей, в том числе переднеприводных автомобилей ВАЗ.

Совместимы с тормозными жидкостями «Томь» и «Нева» в любых соотношениях. Срок службы — 3 года.

Тормозная жидкость БСК (ТУ 6–101533–75) — смесь равных частей касторового масла и бутанола. За счет органического красителя окрашена в оранжево-красный цвет. Работоспособна при температуре окружающего воздуха от -20 до +30 °С. Применяют в гидроприводе тормозов и сцеплений старых моделей грузовых и легковых автомобилей, за исключением автомобилей ВАЗ.

ТОРМОЗНЫЕ И АМОРТИЗАТОРНЫЕ ЖИДКОСТИ6

Характеристики тормозных жидкостей

Показатели

"Нева»

"Томь»

"Роса», «Роса-3», «Роса ДОТ-4»

БСК

Внешний вид

Прозрачная однородная жидкость от светло-желтого до темно-желтого цвета без осадка. Допускается слабая опалесценция

Прозрачная однородная жидкость оранжево-красного цвета

Кинематическая
вязкость, мм2/с,
при температуре:
50 °С, не менее

5,0

5,0

5,0

9,0

100 °С, не менее

2,0

2,0

2,0

-

-40 °С, не более

1500

1500

1450

2500

Низкотемпературные
свойства:
внешний вид
после выдержки
(6 ч, -50 °С)

Прозрачная жидкость без расслоения и осадка

Время прохождения
пузырька воздуха
через слой
жидкости при
опрокидывании
сосуда, с,
не более

35

35

8

-

Температура кипения,
°С, не ниже

195

220

260

115

Температура кипения
«увлажненной»
жидкости,
не менее

138

155

165

110

Содержание
механических
примесей, %

Отсутствие

pH

7,0–11,5

7,0–11,5

7,5–9,0

>=6

Взаимодействие
с металлами:
изменение
массы пластинок,
мг/см2, не более
белая жесть

0,1

0,1

0,1

0,2

сталь 10

0,1

0,1

0,1

0,2

алюминиевый
сплав Д-16

0,1

0,1

0,1

0,1

чугун СЧ 18

0,1

0,08

0,1

0,2

латунь Л62

0,4

0,1

0,2

0,4

медь М1

0,4

0,2

0,2

0,4

Воздействие на
резину, %:
изменение
объема резины
марки 7–2462
при 70 °С

2–10

2–10

2–10

5–10

то же, марки
51–1524
при 120 °С

2–8

2–10

2–10

-

измененик предела
прочности
резины марки
51–1524, %,
не более

20

18

25

-

 Примечание. Жидкости «Нева», «Томь», «Роса» и ее модификации совместимы, их смешивание между собой возможно в любых соотношениях. Смешивание указанных жидкостей с БСК недопустимо.


Для автомобилей, эксплуатируемых в районах Крайнего Севера, необходима специальная жидкость, у той кинематическая вязкость при -55 °С должна быть не менее 1500 мм2/с. Такая жидкость в России не вырабатывается, поэтому практикуется разбавление жидкостей «Нева» и «Томь» 18–20 % (маc. доля) этилового спирта. Такая смесь работоспособна до -60 °С, однако имеет низкую температуру кипения и не обеспечивает герметичности резиновых уплотнений. Поэтому разбавление жидкости спиртом — вынужденная мера, и по окончании зимней эксплуатации такую смесь рекомендуется заменить.

Зарубежными аналогами жидкостей «Нева» и «Томь» являются жидкости, соответствующие международной классификации ДОТ-3, которые имеют температуру кипения более 205 °С, а аналогами жидкости «Роса» — жидкости ДОТ-4 с температурой кипения более 230 °С.


.

           

 

 

 

Сайт сделал инженер-триболог Герасимов Анатолий (Reactick)

Hosted by uCoz