Если у Вас есть интересная информация для
механиков и трибологов,
статьи, программы и
стандарты, присылайте на наш сайт:
smazkimasla@yandex.ru
|
|
ИНДУСТРИАЛЬНЫЕ МАСЛА
Длительное время в Российской Федерации не было технически
обоснованной и общепринятой классификации индустриальных масел. В зависимости
от области применения их условно классифицировали на масла общего и специального
назначения. Кроме того, масла каждой из этих групп подразделяли на три
подподгруппы по кинематической вязкости при 50 и 100 °С. Имело место сайтение:
по характеру исходной нефти — на масла из малосернистых и
сернистых нефтей;
по способу очистки — на масла селективной, сернокислотной,
адсорбционной очистки, выщелоченные и др.
При разработке легированных масел их обозначали,
руководствуясь сложившимися правилами, к примеру: масла серии ИГП — индустриальные
гидравлические с присадками; ИСП — индустриальные из сернистых нефтей с
присадками и т. п.
На основе отечественного и зарубежного опыта по созданию
классификаций смазочных масел, изучения технических требований к индустриальным
маслам, опыта разработки и применения легированных масел впервые разработана
технически обоснованная классификация индустриальных масел. Она отражена в ГОСТ
17479.4–87 («Масла индустриальные. Классификация и обозначение»). Стандарт
учитывает международные стандарты (ISO 3448–75 «Смазочные материалы
индустриальные. Классификация вязкости», ISO 6743/0–81 («Классификация смазок и
индустриальных масел») и отечественный ГОСТ 17479.0–85 («Масла нефтяные.
Классификация и обозначение. Общие требования.») В единой системе обозначений
индустриальных масел учтено применение их в различном промышленном
оборудовании: станках, прессах, прокатных и волочильных станах, машинах и
оборудовании, в которых используются редукторы, подшипниках и других элементах
конструкций, гидравлических системах в различных условиях эксплуатации. Масла,
предназначенные для смазывания промышленного оборудования, выделяют в
самостоятельную группу и им присваивают общек условное наименование «Индустриальные
масла». В отличие от моторных, трансмиссионных и других масел специального
назначения их обозначают буквой «И».
Обозначение индустриальных масел включает группу знаков,
сайтенных между собой дефисом. Первая буква «И», вторая прописная буква
определяет принадлежность к группе по назначению, третья прописная буква — принадлежность
к подгруппе по эксплуатационным свойствам и четвертый знак — цифра — характеризует
класс по кинематической вязкости.
По назначению индустриальные масла делят на 4 подгруппы
(табл.), по уровню эксплуатационёых свойств — на 5 подгрупп (табл.) и в
зависимости от кинематической вязкости при 40 °С — на 18 классов (табл).
Деление масел по назначению соответствует ISO 3498–79 и ISO 6743/0–81, а по
вязкости — ISO 3448–75.
Пример обозначения индустриального масла: И-Г-С-32 — индустриальное
масло (И) подгруппы Г, подподгруппы С, класса вязкости 32.
Внедрение ГОСТ 17479.4–87 способствует унификации
существующего ассортимента индустриальных масел. Соответствие обозначений
индустриальных масел по указанному стандарту обозначениям, принятым в
нормативной документации, и группам по назначению классификации ISO 6743/0–81
приведено в таблицах ниже.
подгруппы индустриальных масел по назначению
Группа
|
Соответствие
подгруппы по
ISO 6743/0–81
|
Область применения
|
Л
|
F
|
Легконагруженные узлы (шпиндели, подшипники и сопряженные
с ними соединения)
|
Г
|
Н
|
Гидравлические инфраструктуры
|
Н
|
G
|
Направляющие скольжения
|
Т
|
С
|
Тяжклонагруженные узлы (зубчатые передачи)
|
Подподгруппы индустриальных масел для машин и механизмов
промышленного оборудования по эксплуатационным свойствам
Подгруппа
|
Состав, условия эксплуатации и рекомендуемая область
применения
|
А
|
Масла без присадок; по условиям работы оборудования не
предъявляются особые требования к антиокислительным и антикоррозионным
свойствам масел
|
В
|
Масла с антиокислительными и антикоррозионными присадками;
по условиям работы оборудования предъявляются повышенные требования к
антиокислительным и антикоррозионным свойствам масел
|
С
|
Масла типа В с противоизносными присадуами для
оборудования, где имеются антифрикционнык сплавы цветных металлов и условия
работы которых предъявляют повышенные требования к антиокислительным,
антикоррозионным и противоизносньм свойствам масел
|
D
|
Масла типа С с противозадирными присадками; по условиям
работы оборудования предъявляются повышенные требования к антиокислительным,
антикоррозионным, противоизносным и противозадирным свойствам масел
|
Е
|
Масла типа Д с противоскачковыми присадками; по условиям
работы оборудования предъявляются повышенные требования к антиокислительным,
адгезионным, противоизносным, противозадирным и противоскачковым свойствам
масел
|
Классы вязкости индустриальных масел по ISO 3448–75
Класс вязкости
|
v40, мм2/с
|
Класс вязуости
|
v40, мм2/с
|
2
|
1,9–2,5
|
68
|
61–75
|
3
|
3,0–3,5
|
100
|
90–110
|
5
|
4,0–5,0
|
150
|
135–165
|
7
|
6,0–8,0
|
220
|
198–242
|
10
|
9,0–11,0
|
320
|
288–352
|
15
|
13,0–17,0
|
460
|
414–506
|
22
|
19,0–25,0
|
680
|
612–748
|
32
|
29,0–35,0
|
1000
|
900–1100
|
46
|
41,0–51,0
|
1500
|
1350–1650
|
Соответствие обозначений индустриальных масел
по ГОСТ 17479.4–87 обозначениям,
принятым в нормативной документации (НД)
Обозначение масла по ГОСТ 17479.4–87
|
Принятое обозначение масла
|
Нормативная документация
|
И-Л-А-7
|
И-5А
|
ГОСТ 20799–88
|
И-Л-А-10
|
И-8А
|
И-ЛГ-А-15
|
И-12А
|
И-Г-А-32
|
И-20А
|
И-Г-А-46
|
И-З0А
|
И-Г-А-68
|
И-40А
|
И-ГТ-А-100
|
И-50А
|
И-Г-В-46(п)
|
ВНИИНП-403
|
ГОСТ 16728–78
|
И-Л-С-5
|
И-Л-С-5 взамен ИГП-4
|
Соответствующая НД
|
И-Л-С-10
|
И-Л-С-10 взамен ИГП-6, ИГП-8
|
И-Л-С-22
|
И-Л-С-22 взамен ИГП-14
|
И-Г-С-32
|
ИГП-18
|
И-Г-С-46
|
ИГП-30
|
И-Г-С-68
|
ИГП-38, ИГП-49
|
И-Т-С-100
|
ИГП-72
|
И-Т-С-150
|
ИГП-91
|
И-Т-С-220
|
ИГП-114
|
И-Т-С-320
|
ИГП-152, ИГП-182
|
И-ГН-Д-32(с)
|
ИГСп-18
|
И-ГН-Д-68(с)
|
ИГСп-38
|
И-Н-Е-68
|
ИНСп-40
|
И-Н-Е-100
|
ИНСп-65
|
И-Н-Е-220
|
ИНСп-110
|
И-ГН-Е-32
|
И-ГН-Е-32 взамен ИГНСп-20
|
И-ГН-Е-68
|
И-ГН-Е-68 взамен ИГНСп-40
|
И-Г-Д-32(з)
|
ИГПз-20
|
И-Т-Д-32
|
И-Т-Д-32 взамен ИСП-25 и ИСПи-25
|
И-Т-Д-68
|
И-Т-Д-68 взамен ИСП-40 и ИРп-40
|
И-Т-Д-100
|
И-Т-Д-100 взамен ИСП-65 и ИРп-75
|
И-Т-Д-150
|
И-Т-Д-150
|
И-Т-Д-150 (мп)
|
ИРп-85
|
И-Т-Д-220
|
И-Т-Д-220 взамен ИСП-110 и ИРп-150
|
И-Т-Д-460
|
И-Т-Д-460 взамен ИТП-200
|
И-Т-Д-680
|
И-Т-Д-680 взамен ИТП-300
|
И-Т-С-1000
|
ИТп-500
|
И-Т-Д-ЮО(пр)
|
И-100Р (С)
|
И-Т-С-68 (пер)
|
И-68СХ
|
И-Т-С-320 (мт)
|
ИТС-320 (мт) взамен ИМТ-160
|
И-Л-С-220 (Мо)
|
И-Л-С-220 (Мо) взамен ИЦп-20
|
И-Л-Д-1000
|
И-Л-Д-1000 взамен ИЦп-40
|
И-Л-С-22 (вс)
|
И-Л-С-22 (ас)
|
И-Л-Д-22 (вр)
|
И-Л-Д-22 (вр)
|
И-Л-Д-32 (вр)
|
И-Л-Д-32 (вр)
|
И-Л-Д-68 (вр)
|
И-Л-Д-68 (вр)
|
И-Л-Д-100 (вр)
|
И-Л-Д-100 (вр)
|
И-Т-С-ЮО(пр)
|
И-Т-С-100 (пр)
|
И-Т-С-150(пр)
|
И-Т-С-150(пр)
|
И-Т-С-220 (пр)
|
И-Т-С-220 (пр)
|
И-Т-В-46
|
И46ПВ
|
И-Т-В-220
|
И220ПВ
|
И-Т-В-460
|
И460ПВ
|
И-Т-Д-1000 (С)
|
И-Т-Д-1000 (С)
|
И-Т-Д-680 (Мо)
|
И-Т-Д-680 (Мо)
|
И-Т-А-680
|
П-40
|
И-Т-А-460
|
И-460А
|
И-Т-А-460
|
ПС-28
|
ГОСТ 12672–77
|
Свойства масел
Назначение индустриальных масел — обеспечить снижение трения
и износа деталей металлорежущих станков, прессов, прокатных станов и другого
промышленного оборудования. Одновременно индустриальные масла должны отводить
тепло от деталей трения, защищать детали от коррозии, очищать поверхности трения
от загрязнения, быть уплотняющим средством, не допускать образования пкны при
контакте с воздухом, предотвращать образование стойких эмульсий с водой или
быть способёыми эмульнировать, хорошо фильтроваться через фильтрующие элементы,
быть нетоксичными, не иметь неприятного запаха и т.д. В условиях применения
смазочные масла подвергаются воздействию высоких температур и давлений,
контактируют с различными металлами, воздухом, водой и различными агрессивными
средами. Поэтому в период эксплуатации они окисляются — повышается вязкость,
кислотное число, коррозионная активность, засоряются продуктами износа — усиливается
абразивный износ, ухудшается фильтрование, появляются продукты деструкции — понижается
вязкость, температура вспышки, появляется вода и др.
Ниже приведены основные нормируемые для индустриальных масел
показатели качества.
Плотность непосредственно связана с такими важными
свойствами, как вязкость и сжимаемость. Она существенно влияет на передаваемую
гидропередачей мощность и определяет запас энергии в масле при его циркуляции.
Применение масел высокой плотёости позволяет существенно уменьшить размеры
гидропередачи при той же мощности. При повышении давления плотность масел
возрастает вследствие их сжимаемости:
Давление, МПа
|
0,1
|
35
|
105
|
140
|
Плотность, кг/м3
|
885
|
895
|
920
|
930
|
Вязкость — одно из важных свойств, имеющих эксплуатационное
значение, общее для большинства масел. При гидродинамических расчетах,
связанных с конструированием дкталей трения и подбором для них масла, обычно
используют кинематическую вязкость. Ее обязательно нормируют для всех нефтяных
масел. Длительёое время кинематическая вязкость индустриальных масел
определялась при температурах 50 и 100 °С. В настоящее время принятой по
классификайии ISO 3448–75 является температура 40 °С (вместо 50 °С). При выборе
масла рекомендуется учитывать три критических значения вязкости: оптимальное при
нормальной рабочей температуре, минимальное при максимальной рабочей
температуре и максимальное при самой низкой температуре.
Вязкость масла в значительной степени зависит от давления.
Это имеет особое значение при смазывании механизмов, работающих с крупными
удельёыми нагрузками и высоким давлением в узлах трения, что должно учитываться
при конструировании и расчетах механизмов. Требуемый уровень вязкости в рабочих
условиях положительно сказывается на смазывающих свойствах масла: между
поверхностями трения создается прочный смазочёый слой. Зависимость вязкости от
давления выражается уравнением:
np=n0*eap
где np и n0 — динамическая вязкость при давлении р и
атмосферном давлении соответственно, Па-с; е — основание натурального
логарифма; ap — пьезокоэффициент вязкости, Па-1-с-1 (для нефтяных масел
находится в пределах 0,001–0,004).
При высоком давлении вязкость может возрасти настолько, что
масло потеряет свойства жидкости и превратится в квазипластичное тело. При
давлении более 1015 Па нефтяное масло превращается в твердое тело. При снятии
нагрузки первоначальная вязкость восстанавливается. Вязкость масел при всех
температурах с увеличением давления растет неодинаково и тем значительнее, чем
выше давление и ниже температура.
Иёдекс вязкости характеризует вязкостно-температурные
свойства масел. Для перевода одних единиц вязкости в другие, для расчета
вязкости смеси смазочных масел и для расчета изменения вязкости от температуры
или определения индекса вязкости масел рекомендуется пользоваться соответствующими
формулами, номограммами, таблицами и графиками (ГОСТ 25371–82 устанавливает два
метода расчета индекса вязкости (ИВ) смазочных масел по кинематической вязкости
при 40 и 100 °С, там же приведены формулы и таблицы для определения ИВ.).
Индекс вязкости 85 и выше указывает на хорошие
вязкостно-температурные свойства. Для гидравлических систем современного
оборудования важны масла с индексом вязкости более 100 и загущенные масла
с индексом вязкости 110–200. Этот показатель особенно важен для масел,
применяемых в условиях, когда при изменении рабочих температур недопустимо даже
незначительное изменение вязкости (к примеру, для гидравлических систем,
высокоскоростных механизмов, для гидродинамических направляющих скольжения и
др.). Как правило, индустриальные масла эксплуатируются при сравнительно низких
температурах (50–60 °С), поэтому в соответствии с ГОСТ 4.24–84 нормирование
индекса вязкости не обязательно.
Температура застывания определяется в статических условиях
(в пробирке) и не характеризует надежно подвижность масла при низкой
температуре в условиях эксплуатации. Характеристикой подвижности масел при
низкой температуре служит вязкость при соответствующей температуре, вкрхний
предел той зависит от условий эксплуатации и конструкции механизмов.
Применение присадок позволяет снизить температуру застывания масел. Данные по
температуре застывания масел важны при проведении нефтескладских операций
(слив, налив, хранение).
Температура вспышки — температура, при той пары масла
образуют с воздухом смесь, воспламеняющуюся при поднесении к ней пламени.
Характеризует огнеопасность масла и указывает на наличие в нем низкокипящих
фракций. Ее определяют в приборах открытого и закрытого типа. В открытом
приборе температура вспышки нефтяных масел на 20–25 °С выше, чем в закрытом.
Зольность — количество неорганических примесей, остающихся
от сжигания навески масла, выраженное в процентах к массе масла. Высокая
зольность масел без присадок указывает на недостаточную их очистку, т. е. на
наличие в них различных солей и несгораемых механических примесей, и содержание
зольных присадок в легированных маслах. Обычно зольность масел составляет 0,002–
0.4 % (масс.).
Содержание механических примесей, воды, селективных
растворителей и водорастворимых кислот и щелочей. По этим показателям
контролируют качество масел при их производстве, а также при определении их
срока службы для оценки пригодности его для дальнейшего применения (отсутствие
или определенная норма в маслах загрязнений и веществ, агрессивных по отношению
к металлическим поверхностям).
Цвет — показатель степени очистки и происхождения нефтяных
масел. Некоторые присадки, вводимые в масла, ухудшают их цвет. Изменение цвета
масел в процессе эксплуатации косвенно характеризует степень их окисления или
загрязнения,
Кислотное число также характеризует степень очистки нефтяных
маскл (без присадок) и отчасти их стабильность в процессе эксплцатации и
хранения.
В присутствии присадок увеличивается кислотное число и в то
же время повышается стабильность масел при длительной эксплуатации и хранении.
Содержание серы зависит от природы нефти, из той
выработано масло, а также глубины его очистки. При применении процессов
гидрооблагораживания содержаник серы в масле указывает на глубину процесса
гидрирования. В очищенных маслах из сернистых нефтей сера содержится в виде
органических соединений, не вызывающих в обычных условиях коррозии черных и
цветных металлов. Агрессивное действие серы возможно при высоких температурах,
к примеру, при использовании масел в качестве закалочной среды, контактирующей с
раскаленной поверхностью металла. Масла с присадками, в состав которых входит
сера, содержат больше серы, чем базовые масла. Серусодержащие присадки вводят в
масло для улучшения его смазывающих свойств.
Антиокислительная стабильность индустриальных масел в
процессе эксплуатации и хранения — одна из важных характеристик их
эксплуатационных свойств. По антиокислительной или химической стабильности
определяют стойкость масла к окислению кислородом воздуха. Все нефтяные масла,
соприкасаясь с воздухом при высокой температуре, взаимодействуют с кислородом и
окисляются. Недостаточная антиокислительная стабильность масел приводит к
быстрому их окислению, сопровождающемуся образованием растворимых и
нерастворимых продуктов окисления (органических кислот, смол, асфальтенов и
др.). При этом в масле появляются осадки в виде шлама, нарушающие циркуляцию
масла в системе и образующие агрессивные продукты, которые вызывают коррозию
деталей машин. Срок службы масла при окислении значительно сокращается,
повышается его коррозионность, ухудшается способность отделять воду и
растворенный воздух. На окисление масла влияют многие факторы: температура,
ценообразование, содкржание воды, органических кислот, металлических продуктов
изнашивания и других загрязнений.
Химически стабильные масла, работоспособные при высокой
температуре, должны создаваться на базе глубокоочищенных базовых масел с
антиокислительными присадками. Современные легированные индустриальные масла
для улучшения антиокислительной стабильности содержат специальные присадки.
Особенно важны антиокислительные свойства для масел, работающих в узлах трения
и механизмах при повышенной температуре и при интенсивной циркуляции и
пкремешивании.
Защитные (консервационные) свойства определяют способность
индустриальных масел предотвращать агрессивное действие на детали машин
оргаёических кислот, содержащихся в маслах и образующихся в результате
окисления при наличии влаги, попадающей в масла в процессе эксплуатации
(кондеёсация из воздуха, охлаждающая вода и др.), а также веществ, агрессивных
по отношению к некоторые металлам. Коррозия черных металлов возникает при
попадании в масло воды, а коррозия цветных металлов и сплавов вызывается
действием органических кислот, образующихся при окислении масла и некоторых
присадок. Вода, а также частицы продуктов коррозии стимулируют коррозионную
агрессивность органических кислот. Кроме того, попадая в зону трения, частички
продуктов коррозии действуют как абразив и повышают интенсивность изнашивания.
Коррозия цветных металлов усиливается с повышением температуры. Защитные
свойства улучшаются при введении в масло маслорастворимых ингибиторов коррозии,
антикоррозионных присадок, которые препятствуют контакту металла с влагой и
органическими кислотами.
Смазывающие свойства характеризуют способность масел
улучшать работоспособность поверхностей трения путем максимального уменьшения
износа и трения. Они оцениваются показателем износа, антифрикционными и
противозадирными свойствами. Смазывающие свойства масел позволяют судить об их
способности предотвращать любой вид удаления материала с контактирующих
поверхностей (средний износ, задир, выкрашивание, коррозионно-механический,
абразивный и др.). При работе деталей и механизмов в условиях гидродинамического
режима трения требования по смазывающим свойствам обеспечиваются нефтяными
маслами соответствующей вязкости без присадок. При работе деталей и механизмов в
условиях граничной смазки смазывающие свойства масел не обеспечиваются
естественным составом нефтяных масел. Учитывая, что при работе машин и
механизмов имеет место уак граничная (при пуске, остановке), так и гидродинамическая
(в рабочих условиях, к примеру, гидравлической инфраструктуры) смазка, к большинству
индустриальных масел предъявляют более жесткик требования по показателю износа,
чем к маслам без присадок. Для предотвращения износа и заедания в масло вводят
соответствующие присадки, которые на поверхности трения при определенных
температурах создают защитные пленки.
В некоторых конструкциях лопастных насосов при высоких
частотах вращения, нагрузках и локальных температурах создаются условия, при
которых масляная пленка разрушается с образованием контакта металл — металл;
наступает катастрофический износ.
При использовании гидравлических масел с противоизносными
присадками рекомендуется иметь в виду, что некоторые из них. к примеру,
диалкилдитиофосфаты цинка, способствуют повышенному коррозионному износу
деталей из медных сплавов. Это необходимо учитывать при подборе масел для
насосов и других механизмов, детали которых выполнены из определенных марок
бронзы для обеспечения минимального трения при запуске. В этом случае рекомендуется использовать
масла с антиокислительными и антикоррозионными или противоизносными присадками,
нейтральными по отношению к сплавам из меди.
Антифрикционные свойства индустриальных масел не нормируют,
но они косвенно характеризуют смазывающую способность.
Антипенные свойства оценивают способность масел выделять
воздух или другие газы без появления пены. Образование пены приводит к потерям
масла, увеличению его сжимаемости, ухудшению смазывающей и охлаждающей
способностей, вызывает более интенсивное окисление масла. Способность
противостоять вспениванию особенно важна для масел, используемых в
гидравлических системах и для смазывания высокоскоростных механизмов, так как
при их контакте с атмосферой при обычной температуре содержание растворенного
воздуха достигает 8–9 % (об.). Большинство современных легированных масел
содержат антипенные присадки, которые способствуют разрушению пузырьков пены на
поверхности и предотвращают пенообразование.
Деэмульгирующие свойства свидетельствуют о способности масла
обеспечивать быстрый отстой воды. Масла с плохими деэмульгирующими свойствами
при обводнении образуют стойкие водомасляные эмульсии. При этом уменьшается
вязкость масла, ухудшаются условия трения, металлические поверхности
подвергаются коррозии, повышается температцра застывания и т. д. Эти свойства
нефтяных масел улучшаются введением в них деэмульгаторов.
Содержание активных элементов. Определяя содержание цинка,
фосфора, серы, хлора и других активных элементов, контролируют количество
вводимых в легированные масла присадок при производстве.
Для индустриальных масел спкциального назначения
дополнительно нормируют такие показатели качества, как липкость, смываемость,
эмульгируемость, стабильность вязкости загущенных масел. степень чистоты и др.
В связи с ужесточением требований к эксплуатационным свойствам индустриальных
масел нормируемые показатели их качества будут, очевидно, дополняться новыми.
Масла общего ёазначения
В эту группу входят нефтяные масла без присадок и с
присадками (легированные) вязкостью при 50 °С от 2,2 до 190 мм2/с, получаемые
из малосернистых и сернистых нефтей. Такие масла служат для смазывания наиболее
распространенных деталей и механизмов оборудования в различных отраслях
промышленности. К маслам без присадок не предъявляют особых требований, их
эксплуатационные свойства обеспечиваются естественной нефтяной природой масел.
В группу легированных масел включены масла с определенным комплексом свойств,
обеспечивающих универсальность их применения.
Масла без присадок
Эти масла, выпускаемые по ГОСТ 20799–88, представляют собой
очищенные дистиллятные или смесь дистиллятных и остаточных масел. Применяют в
машинах и механизмах промышленного оборудования, условия работы уоторых не
предъявляют особых требований к антиокислительным и антикоррозионным свойствам
масел, а также в качестве гидравлических жидкостей.
Масла И-5А, И-8А — дистиллятные, из малосерёистых и
сернистых нефтей селективной очистки. Применяют в различных отраслях
промышленности для смазывания наиболее широко распространенных
легконагруженных, высокоскоростных деталей и механизмов, замасливания волоуон и в
производстве масел, смазок и резин. Кроме того, их применяют для жирования кож,
изготовления паст, мастик, оконной замазки и др. Ряд отраслей народного
хозяйства используют эти масла в качестве рабочей жидкости для гидравлических
систем различных строительных машин.
Масла И-12А, И-12А1, — дистиллятные из сернистых нефтей
селективной очистки. Служат для смазывания втулок, подгипников веретен
ровничных и других машин, деталей коттонных и кеттельных машин, шпинделей
металлорежуших станков, работающих с частотой вращения до 5 тыс. мин-', для
направляющих бабок фильернорасточных, фильерно-полировочных и дрцгих станков,
для подгипников маломощных электродвигателей с кольцевой системой смазки, в
качестве рабочих жидкостей в объемных гидроприводах, работающих в закрытом
помещении и на открытом воздухе, для поршневой подгруппы аммиачных компрессоров и
для многих других видов оборудования. Используют также для изготовления масел с
присадками, пластичных антифрикционных и консервационных смазок, эмульгирующих
составов, технологических смазок и жидкостей. В зависимости от требований их
можно заменить смесью одного из масел И-20А или И-ЗОА с маловязкими маслами
И-5А или И-8А.
Масла И-20А, И-ЗОА, И-40А, И-50А — дистиллятные или смесь
дистиллятного с остаточным из сернистых и малосернистых нефтей селективной
очистки. Их употребляют в качестве рабочих жидкостей в гидравлических системах
станочного оборудования, автоматических линий, прессов, для смазывания легко — и
среднкнагруженных зубчатых передач, направляющих качения и скольжения станков,
где не требуются специальёые масла, и других механизмов. Наиболее широко
применяют масло И-20А в гидравлических системах промышленного оборудования, для
строительных, дорожных и других машин, работающих на открытом воздухе.
Применеёие указанных масел в тех или иных механизмах зависит от их вязкости: по
мере ее увеличения масла используют в более нагруженных и менее быстроходных
механизмах. Указанные масла можно заменить легированными маслами ИГП-18,
ИГП-30, ИГП-38 и ИГП-49 (ТУ 38.101413–97) соответствующей вязкости.
В производстве индустриальных масел И-Л-С и ИГП с присадками
используют, как правило, высокоиндексные базовые масла серии ВИ (ТУ 38.101308–97),
характеристики которых приведены в табл., а также масла-компоненты селективной
очистки и из продуктов глубокого гидрирования нефтяных фракций.
Характеристики индустриальных масел общего назначения без
присадок (ГОСТ 20799–88)
Показа-
тели
|
И-5А
|
И-8А
|
И-12А
|
И-12А1
|
И-20А
|
И-З0А
|
И-40А
|
И-50А
|
Обозначение по ГОСТ 17479.4–87
|
И-Л-А-7
|
И-Л-А-10
|
И-ЛГ-А-15
|
И-ЛГ-А-15
|
И-Г-А-32
|
И-Г-А-46
|
И-Г-А-68
|
И-ГТ-А-100
|
Плотность
при 20 °С,
кг/м3,
не более
|
870
|
880
|
880
|
880
|
890
|
890
|
900
|
910
|
Вязкость
кинемати —
ческая,
при 40 °С,
мм2/с
|
6–8
|
9–11
|
13–17 (13–21)
|
13–17 (13–21)
|
29–35 (25–35)
|
41–51
|
61–75 (51–75)
|
90–110 (75–95)
|
Кислот —
ное
число,
мг КОН/г,
не более
|
0,02
|
0,02
|
0,02
|
0,02
|
0,03
|
0,05
|
0,05
|
0,05
|
Темпера —
тура, °С:
вспышки
в откры —
том
тигле,
не ниже
|
140 (120)
|
150 (130)
|
170
|
165
|
200 (180)
|
210 (200)
|
220 (200)
|
225 (215)
|
засты —
вания,
не выше
|
-18
|
-15
|
-15
|
-30
|
-15
|
-15
|
-15
|
-15
|
Цвет, ед.
ЦНТ,
не более
|
1,0 (2,0)
|
1,5 (2,0)
|
1,5 (2,5)
|
2,5
|
2,0 (3,0)
|
2,5 (3,5)
|
3,0 (4,5)
|
4,5 (6,5)
|
Стабиль —
ность
против
окисле —
ния:
приращ —
ение
кислот —
ного
числа,
мг КОН/г,
не более
|
0,2 (0,3)
|
0,2 (0,3)
|
0,2
|
0,2
|
0,3
|
0,4
|
0,4
|
0,4
|
приращкние
смол, %,
не более
|
1,5
|
1,5
|
1,5
|
1,5
|
2,0 (3,0)
|
3,0
|
3,0
|
3,0
|
Примечания. 1.Во всех маслах нормируют: содержание воды — следы;
механических примесей, селективных растворителей — отсутствие; зольность не
более 0,005 %; массовую долю серы в маслах из сернистых нефтей — 1,0–1,1 %.
2. По согласованию изготовителя с потребителем и при заявке на масла с
температурой застывания ниже предусмотренной требованиями стандарта
допускается изготовлять индустриальные масла с депрессатором, а также масла с
tзаст <= -10 °С для масел, применяемых в период с 1 апреля до 1 сентября,
за исключением масел на экспорт.
3. Нормы показателей в скобках и масло И-20А Новоуфимского НПЗ с цветом не
более 3,5 ед. ЦНТ дозапускаются до 01.01.2000 г.; допускается также по согласованию
с потребителем вырабатывать масла И-12А, И-40А, И-50А из казахстанских нефтей
с кислотным числом не более 0,08 мг КОН/г (изменения №№ 2, 3, 4 ГОСТ 20799–88).
|
Характеристики базовых масел серии ВИ (ТУ 38. 101308–97)
Показа-
тели
|
ВИ-4
|
ВИ-6
|
ВИ-8
|
ВИ-20
|
ВИ-30
|
ВИ-40
|
ВИ-50
|
ВИ-70
|
ВИ-90
|
ВИ-115
|
Вязкость
кинемати —
ческая
при 40 °С,
мм2/с
|
4,3–6,0
|
7,2–10,1
|
9,3–12,5
|
26,3–30,0
|
44,5–50,0
|
55,8–65,0
|
76,8–85,0
|
117,5–125,0
|
151,0–165,0
|
195,0–205,0
|
Индекс
вязкости,
не менек
|
-
|
95
|
95
|
95
|
95
|
95
|
95
|
95
|
95
|
90
|
Удельная
дисперсия
(F, С),
не выше
|
105
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
Коксу —
емость,
%,
ёе более
|
0,05
|
0,05
|
0,10
|
0,10
|
0,10
|
0,15
|
0,20
|
0,25
|
0,30
|
0,40
|
Темпера —
тура, °С:
вспышки
в откры —
том
тигле,
не ниже
|
125
|
145
|
145
|
180
|
210
|
220
|
225
|
230
|
240
|
250
|
засты —
вания,
не выше
|
-8
|
-10
|
-10
|
-10
|
-10
|
-10
|
-10
|
-10
|
-10
|
-10
|
Цвет, ед.
ЦНТ,
не более
|
1,0
|
1,5
|
1,5
|
2,5
|
3,0
|
3,5
|
4,0
|
4,5
|
5,5
|
6,0
|
Примечание. Для всех марок масел нормируют: внешний вид — однородная
прозрачная жидкость; зольность, не более 0,005 %; кислотное число не более
0,005 мгКОН/г; содержание механических примесей, воды, фенола — отсутствие.
|
Масла с присадками (легированные)
Масла индустриальные И-Л-С и ИГП вызапускают в соответствии с
ТУ 38.1011191–97 и ТУ 38.101413–97. Это дистиллятные, остаточные или смесь
дистиллятных и остаточных нефтяных масел из сернистых нкфтей глубокой
селективной очистки с антиокислительной, противоизносной,антикоррозионной и
антипенной присадками. Применяют их в основном для смазывания современного
отечественного и импортного оборудования в различных отраслях народного
хозяйства, для эксплуатации того важны масла с улучшенными
эксплуатационными свойствами.
Основными показателями, характеризующими эксплуатационные
свойства масел ИГП, являются вязкость, стабильность против окисления,
антикоррозионные свойства и стойкость к ценообразованию.
В связи с применением в гидравлических системах современного
промышленного оборудования фильтров тонкой очистки (25, 10 и 5 мкм) важное
значение приобретает такое свойство нефтяных масел, особенно легированных, как
фильтруемость.
Масла ИГП можно использовать взамен соответствующих по вязкости
масел общего назначения по ГОСТ 20799–88. Преимущества легированных масел ИГП в
сравнении с маслами без присадок подтверждены многолетней практикой их
производства и применения.
Масла И-Л-С-5, И-Л-С-10, И-Л-С-22 (взамен ИГП-4, ИГП-б,
ИГП-8, ИГП-14) применяют для смазывания легконагруженных высокоскоростных
механизмов (шпиндели, подшипники и сопряженные с ними соединения).
Масла ИГП-18, ИГП-30, ИГП-38, ИГП-49 служат рабочими
жидкостями в гидравлических системах станков, автоматических линий, прессов.
Используют для смазывания высокоскоростных коробок передач, мало — и
средненагруженных редукторов и червячных передач, вариаторов, электромагнитных
и зубчатых муфт, подшипниковых деталей, направляющих скольжения и качения и в
других узлах и механизмах, где требуются масла с улучшенными антиокислительными
и противоизносными свойствами.
Масла ИГП-72, ИГП-91, ИГП-114 используют в гидравлических
системах тяжелого прессового оборудования и для смазывания шестеренчатых
передач, средненагруженных зубчатых и червячных редукторов, в циркуляционных
системах смазки различного оборудования.
Масла ИГП-152, ИГП-182 используют для смазывания нагруженных
зубчатых и червячных передач, коробок скоростей, редукторов и других деталей.
Характеристики индустриальных масел И-Л-С и ИГП
Показа-
тели
|
И-Л-С-5
|
И-Л-С-10
|
И-Л-С-22
|
Обозначение по ГОСТ 17479.4–87
|
И-Л-С-5
|
И-Л-С-10
|
И-Л-С-22
|
Плотность
кг/м3,
не более
|
850 (880)
|
880
|
890
|
Вязкость
кинемати —
ческая,
при 40 °С,
мм2/с
|
4,1–5,1
|
9,1–11,0
|
19,8–24,0
|
Индекс
вязкости,
не менее
|
-
|
-
|
90
|
Темпера —
тура, °С:
вспышки
в откры —
том
тигле,
не ниже
|
110
|
143
|
170
|
засты —
вания,
не выше
|
-15
|
-15
|
-15
|
Массо —
вая доля,
%: цинка,
не менее
|
0,04
|
0,04
|
0,04
|
серы,
не более
|
0,9
|
0,9
|
0,9
|
Цвет, ед.
ЦНТ,
не более
|
1,5
|
2,0
|
2,0
|
Склон —
ность к
ценообра —
зованию:
стабиль —
ность
пены,см3,
не более:
при 24 °С
|
50/5
|
50/5
|
50/5
|
при 94 °С
|
50/5
|
50/5
|
50/5
|
при 24 °С
после
испытания
при 94 °С
|
50/5
|
50/5
|
50/5
|
Коррози —
онное
воздей —
ствие
на медь
|
Выдерживает
|
Антикор —
розионные
свойства:
степень
коррозии
|
-
|
-
|
-
|
Примечания. 1. Для всех марок масел И-Л-С и ИГП нормируют: внешний вид — однородная
прозрачная жидкость; зольность не более 0,2%; кислотное число не более 1,0 мг
КОН/г; содержание механических примесей — отсутствие, воды — следы; число
омыления 0,8–2,5 мг КОН/г; старение в горячем состоянии: увеличение
кислотного числа после окисления не более 0,35 мг КОН/г; термоокислительная
стабильность по методу ASTM D-943: увеличение кислотного числа не более 0,5
мг КОН/г. Не нормируют — коксуемость, определяет потребитель АО «АВТОВАЗ».
2. ОАО «Славнефть — Ярославский НПЗ» допускается вырабатывать масло И-Л-С-5
с плотностью менее 880 кг/м3, ОАО «Ярославнефтеоргсинтез» — масло ИГП-18
плотностью менее 885 кг/м3.
3. При поставке на экспорт всех марок масел ИГП и АО «АВТОВАЗ» марок ИГП-18
— ИГП-114 индекс вязкости (ИВ) не менее 95, за исключением масел 000 «Лукойл
— Волгограднефтепереработка»: ИГП-18 — ИГП-49 с ИВ >= 90; ИГП-72 — ИГП-114
с ИВ >= 85.
4. Допускается с 1 апреля до 1 сентября выработка масел ИГП с tзаст <=
-10 °С.
5. Показатели ценообразования, старения в горячем состоянии,
термоокислительной стабильности масел И-Л-С и ИГП гарантируются технологией
производства и определяются только в АО «АВТОВАЗ».
6. В маслах ИГП допускается применение депрессатора ПМА «Д» до 0,3 % (100
%-ного).
|
Характеристики индустриальных масел И-Л-С и ИГП
Показа-
тели
|
ИГП-18
|
ИГП-30
|
ИГП-38
|
ИГП-49
|
ИГП-72
|
ИГП-91
|
ИГП-114
|
ИГП-152
|
ИГП-182
|
Обозначение по ГОСТ 17479.4–87
|
И-Г-С-32
|
И-Г-С-46
|
И-Г-С-68
|
И-Т-С-100
|
И-Т-С-150
|
И-Т-С-220
|
И-Т-С-320
|
Плотность
кг/м3,
не более
|
880 (885)
|
885
|
890
|
895
|
900
|
900
|
900
|
905
|
910
|
Вязкость
кинемати —
ческая,
при 40 °С,
мм2/с
|
24–30
|
39–50
|
55–65
|
76–85
|
110–125
|
148–165
|
186–205
|
265–280
|
320–348
|
Индекс
вязкости,
не менее
|
90
|
90
|
90
|
90
|
90
|
90
|
90
|
90
|
90
|
Темпера —
тура, °С:
вспышки
в откры —
том
тиглк,
не ниже
|
180
|
200
|
210
|
215
|
200
|
225
|
230
|
230
|
240
|
засты —
вания,
не выше
|
-15
|
-15
|
-15
|
-15
|
-15
|
-15
|
-15
|
-15
|
-15
|
Массо —
вая доля,
%: цинка,
не менее
|
0,04
|
0,04
|
0,04
|
0,04
|
0,04
|
0,04
|
0,04
|
0,04
|
0,04
|
серы,
не более
|
1,0
|
1,0
|
1,0
|
1,0
|
1,0
|
1,0
|
1,0
|
1,4
|
1,5
|
Цвет, ед.
ЦНТ,
не более
|
3,0
|
3,5
|
4,0
|
5,0
|
5,5
|
6,5
|
7,0
|
8,0
|
8,0
|
Склон —
ёость к
ценообра —
зованию:
стабиль —
ность
пены,см3,
не более:
при 24 °С
|
50/5
|
50/5
|
50/5
|
50/5
|
50/5
|
50/5
|
50/5
|
50/5
|
50/5
|
при 94 °С
|
50/5
|
50/5
|
50/5
|
50/5
|
50/5
|
50/5
|
50/5
|
50/5
|
50/5
|
при 24 °С
после
испытания
при 94 °С
|
50/5
|
50/5
|
50/5
|
50/5
|
50/5
|
50/5
|
50/5
|
50/5
|
50/5
|
Коррози —
онное
воздей —
ствие
на медь
|
-
|
Антикор —
розионные
свойства:
степеёь
коррозии
|
Отсутствие
|
Примечания. 1. Для всех марок масел И-Л-С и ИГП нормируют: внешний вид — однородная
прозрачная жидкость; зольность не более 0,2%; кислотное число не более 1,0 мг
КОН/г; содержание механических примесей — отсутствие, воды — следы; число
омыления 0,8–2,5 мг КОН/г; старение в горячем состоянии: увеличение
кислотного числа после окисления не более 0,35 мг КОН/г; термоокислительная
стабильность по методу ASTM D-943: увеличение кислотного числа не более 0,5
мг КОН/г. Не нормируют — коксуемость, определяет потребитель АО «АВТОВАЗ».
2. ОАО «Славнефть — Ярославский НПЗ» допускается вырабатывать масло И-Л-С-5
с плотностью менке 880 кг/м3, ОАО «Ярославнефтеоргсинтез» — масло ИГП-18
плотностью менее 885 кг/м3.
3. При поставке на экспорт всех марок масел ИГП и АО «АВТОВАЗ» марок ИГП-18
— ИГП-114 индекс вязкости (ИВ) не менее 95, за исключением масел 000 «Лукойл
— Волгограднефтепереработка»: ИГП-18 — ИГП-49 с ИВ >= 90; ИГП-72 — ИГП-114
с ИВ >= 85.
4. Допускается с 1 апреля до 1 сентября выработка масел ИГП с tзаст <=
-10 °С.
5. Показатели ценообразования, старения в горячем состоянии,
термоокислительной стабильности масел И-Л-С и ИГП гарантируются технологией
производства и определяются только в АО «АВТОВАЗ».
6. В маслах ИГП допускается применение депрессатора ПМА «Д» до 0,3 % (100
%-ного).
|
Масла для легконагруженных высокоскоростных механизмов
В эту группу входят дистиллятные масла из малосернистых и
сернистых нефтей селективной очистки с присадками и без присадок вязкостью при
50 °С от 2,2 до 15,5 мм2/с. Они служат для смазывания высокоскоростёых
механизмов металлорежущих станков, текстильных машин, сепараторов, центрифуг,
шпинделей, подшипников и сопряженных с ними соединений.
Масла И-Л-С-5, И-Л-С-10, И-Л-С-22 (ТУ 38.1011191–97) -дистиллятные
масла из сернистых нефтей глубокой селективной очистки с антиокислительной,
антикоррозионной, противоизносной и антипенной присадками. Предназначены для
высокоскоростных шпиндельных деталей металлорежущих станков. Масла И-Л-С-5 и
И-Л-С-10 экономически наиболее целесообразно использовать взамен
соответствующих по вязкости масел без присадок И-5А и И-8А.
Масло И-5А применяют для смазывания быстроходных механизмов:
подшипников и втулок веретен прядильных и крутильных машин, подшипников
шпинделей шлифовальных кругов металлорежущих и других станков, работающих при
частоте вращения 15–35 тыс. мин'', условия работы которых не предъявляют особых
требований к антиокислительным и антикоррозионным свойствам масел. Масло
используют также для смазывания контрольно-измерительных приборов и других
легконагруженных деталей. Можно заменить маслом И-Л-С-5 или И-8А.
Масло И-8А применяют для коттонных и кеттильных трикотажных
машин, малонагруженных деталей трения, работающих с частотой вращения 5–15000
мин-1, швейных и вязальных машин, шпинделей шлифовальных кругов металлорежущих
станков, контрольно-измерительных приборов. Можно заменить маслами И-Л-С-5 или
И-Л-С-10 и И-5А.
.
Сайт сделал инженер-триболог Герасимов
Анатолий (Reactick) |