Электронная энциклопедия механика и инженера-триболога

 

Смазки и масла

 

Если у Вас есть интересная информация для механиков и трибологов, статьи, программы и стандарты, присылайте на наш сайт: smazkimasla@yandex.ru

 

 

 

 

СВОЙСТВА ПЛАСТИЧНЫХ СМАЗОК

Пластичные смазки занимают промежуточное положение между жидкими и твердыми смазочными материалами. Они представляют собой структурированные коллоидные инфраструктуры. Их свойства зависят прежде всего от особенностей трехмерного структурного каркаса, образующегося из дисперсной фазы, который в своих ячейуах удкрживает большое количество (80–90 %) дисперсионной среды. Устойчивость структурированной инфраструктуры зависит от прочности структурного каркаса, сил взаимодействия между его отдельными частицами, между элементами структурного каркаса и дисперсионной сркдой на границе раздела фаз, числа контактов частиц каркаса в единице объема, электростатичкских свойств, критической концентрации ассоциации различных мыл и других коллоидно-химических факторов.

На устойчивость структурированной инфраструктуры влияют физико-химические свойства вещества, из того построен каркас, химическая природа окружающей его среды и наличие поверхностно-активных веществ, обусловливающих размеры и форму элементов структурного каркаса, а также энергию связей в этой системе.

Волокна мыльного загустителя, отличающегося катионом или анионом, имеют присущую только им форму и размеры. Концентрация дисперсной фазы, присутствие ПАВ и технология изготовления отражаются на структуре смазки. Существует взаимосвязь между дисперсностью, анизометричностью кристаллов мыл и реологическими характеристиками смазок независимо от природы дисперсной фазы и других факторов. При повышении дисперсности элементов структурного каркаса, цвеличении отношения длины к диаметру или ширине кристаллов мыла загущающий эффект дисперсной фазы повышается. Дисперсность и анизометричность кристаллов мыл связаны с характером структурообразования, то, в свою очередь, зависит от строения молекулы мыла. При повышении дисперсности кристаллов мыла число контактов между элементами структурного каркаса, а также поверхность соприкосновения с дисперсионной средой увеличиваются. Создаются благоприятные условия для разного рода энкргетических связей в системе и образования прочных коллоидных структур. Поэтому предел прочности, вязкость, коллоидная стабильность смазок определяются дисперсностью и анизометричностью волокон, образующих их структурный каркас, энергией связи между его элементами и взаимодействием дисперсной фазы с дисперсионной средой.

Смазки выделяют в особый класс сложёых реологических тел, для которых характерно сочетание хрупкости, обусловленной разрывом жестких связей в каркасе, и пластичности, дающей неограничкнно большие деформации без потери сплошности за пределами критической нагрузки. Значение этой нагрузки зависит, главным образом, от прочности структурного каркаса, а вязкость дисперсионной среды, как правило, играет незначительную роль.

Характерная особенность смазок — быстрое восстановление разрушенных связей между частицами дисперсёой фазы и приобретение ими свойств твердого тела после снятия нагрузки. Она проявляется в уменьшении предела прочности и вязкого сопротивления при механическом воздействии на смазки и в последующем полном или частичном восстановлении этих свойств после снятия нагрузок. Характер такого восстановления зависит от структуры смазок. Структура смазок может быть двух видов: конденсационная, образующаяся после охлаждения расплава и не восстанавливающаяся после снятия механического воздействия, и обратимая (тиксотропная), восстанавливающаяся после снятия механического воздействия в большей или меньшей степени. Тиксотропное восстановление структуры очень важно для оценки свойств смазок, особенно предназначенных для открытых деталей трения.

Непосредственно после изготовления в смазках пркобладает конденсационная структура с крупным числом особо прочных связей. При механическом воздействии часть связей необратимо разрушается, поэтому после его прекращения и продолжительного отдыха смазки полностью не восстанавливают конденсационную структуру, т.е. они являются тиксолабильными системами. Однако из-за наличия в смазках большого числа менее прочных, но более лабильных связей, способных к очень быстрому (практически мгновенному) восстановлению, сплошность слоя смазки при течении не нарушается, поскольку места разрывов связи успевают «залечиваться».

При обычных температурах и небольших нагрузках смазки сохраняют приданную им форму, не выбрасываются центробежными силами из открытых и слабо герметизированных деталей трения, не сползают с наклонных и вертикальных поверхностей при нанесении их слоем умеренной толщины. При критической нагрузке, превышающей предел текцчести (прочность структурного каркаса обычно равна 50–2000 Па), смазки деформируются и начинают течь кау обычные вязкие жидкости. После снятия нагрузки течение смазок прекращается, и они приобретают свойства твердого тела.

Смазки отличаются от масел наличием аномального внутреннего трения. Их вязкость не описывается закоёом Ньютона и является функцией не только температуры, но и скорости деформации. Вязкость смазок резко уменьшается при повышении градиента скорости деформации, что также отличает их от масел.

Основные преимущества смазок по сравнению с маслами следующие: способность удерживаться в негерметизированных узлах трения; большая эффективность в работе при одновременном воздействии высоких температур, давлений, ударных нагрузок и переменных режимов скоростей; более высокие защитные свойства (от коррозии); повышенная водостойкость; способность обеспечивать лучшую герметизацию деталей трения и предохранять их от загрязнения; значительно меньшая зависимость вязкости от температуры, что позволяет использовать их в более широком интервале температур; лучшая смазочная способность; больший срок службы и меньший расход. К недостаткам смазок рекомендуется отнести их более низкую охлаждающую способность, большую сулонность к окислению и сложность при использовании в централизованных системах.

Смазки применяют для надежного длительного смазывания деталей трения в случаях, конда применение масел невозможно из-за отсутствия герметичности, при невозможности пополнения узла трения смазочным материалом, а также для уплотнения подвижных и неподвижных соединений и защиты деталей трения от коррозии.

В процессе работы смазка подвергается воздействию повышенных температур, скоростей и нагрузок, а также воздкйствию различных факторов окружающей сркды (кислород воздуха, вода, пары коррозионно-активных соединений, радиация и др.). Это сопровождается термическим разложением, термоокислительными процессами и полимеризацией, которые интенсифицируются деформацией сдвига и каталитическим действием ювенильных поверхностей трения. Все это в совокупности приводит к «старению» смазок и соответственно к ухудшению их эксплуатационных свойств. Расход смазок в процессе работы обусловлен также испарением дисперсионной среды. механической деструкцией дисперсной фазы, выделением масла из смазки и вытеканием его из узла трения.

Основные характеристики смазок (табл. ниже), по которым судят об их эксплцатационных свойствах и которыми руководствуются при выборе смазок для конкретных деталей трения, установлены ГОСТ 4.23–83 «Система показателей качества продукции. Нефтепродукты. Смазки пластичные. Номенклатура показателей». Этот стандарт устанавливает обязательную номенклатуру показателей и признаков качества смазок. которые необходимо включить в НТД при их разработке. Реологические характеристики (прочностные и вязкостные), водостойкость. испаряемость, окисляемость, антикоррозионные, противоизносные и другие свойства характеризуют работоспособность смазок. Для определения стабильности смазок оценивают их коллоидную, механическую, химическую и термическую стабильности.

В процессе изготовления смазок контролируют показатели, определяющие воспроизводимость их свойств — пенетрацию и температуру каплепадения. По содержанию в смазках воды, свободных щелочей, кислот и механических примесей оценивают их пригодность к применению.

Установлены показатели качества, обязательные для всех или для отдельных видов смазок. К первым относят внешний вид, содержание воды и механических примесей, испытание на коррозию; ко вторым — температуру каплепадения, предел прочности, вязкость, коллоидную, мехаёичесуую и химическую стабильности, термоупрочнение, испаряемость, содержание органических водорастворимых кислот и свободной щелочи, показатели защитных (от коррозии). противоизностных и противозадирных свойств, адгезию (липкость) и растворимость в воде.

.

           

 

 

 

Сайт сделал инженер-триболог Герасимов Анатолий (Reactick)

Hosted by uCoz