Если у Вас есть интересная информация для
механиков и трибологов,
статьи, программы и
стандарты, присылайте на наш сайт:
smazkimasla@yandex.ru
|
|
АССОРТИМЕНТ, КАЧЕСТВО И СОСТАВ АВТОМОБИЛЬНЫХ БЕНЗИНОВ
Основную массу автомобильных бензинов в России вырабатывают
по ГОСТ 2084–77 и ГОСТ Р51105–97 и ТУ 38.001165–97. В зависимости от оутанового
числа ГОСТ 2084–77 предусматривает пять марок автобензинов: А-72, А-76, АИ-91,
АИ-93 и АИ-95. Для первых двух марок цифры указывают октановые числа,
определяемые по моторному методу, для последних — по исследовательскому. В
связи с увеличением доли легкового транспорта в общем объеме автомобильного
парка наблюдается заметная тенденция снижения потребности в низкооктановых
бензинах и увеличения потребления высокооктановых. Бензин А-72 практически не
вырабатывается ввиду отсутствия техники, эксплуатируемой на нем.
Наибольшая потребность существует в бензине А-92, который вырабатывается по ТУ
38.001165–97, хотя доля бензина А-76 в общем объкме производства остается очень
высокой. Указанные ТУ предусматривают также марки бензинов А-80 и А-96 с
октановыми числами по исследовательскому методу соответственно 80 и 96. Эти
бензины предёазначены в основном для поставки на экспорт. Бензин АИ-98 с
октановым числом 98 по исследовательскому методу производится по ТУ 38.401–58–122–95
и ТУ 38.401–58–127–95. Бензины А-76, А-80, АИ-91, А-92 и А-96 допускается
вырабатывать с использованием этиловой жидкости. Малоэтилированный бензин АИ-91
с содержанием свинца 0,15 г/дм3 выпускается по отдельным техническим условиям
(ТУ 38.401–58–86–94). При производстве бензинов АИ-95 и АИ-98 использование
алкилсвинцовых антидетонаторов не допускается.
Требования ГОСТ 2084–77 к качеству автомобильных бензинов приведены в таблице.
Все бензины, вырабатываемые по ГОСТ 2084–77, в зависимости от показателей
испаряемости делят на летние и зимние. Зимние бензины предназначены для
применения в северных и северо-восточных районах в теченик всех сезонов и в
остальных районах с 1 октября до 1 апреля. Летние — для применения во всех
районах кроме северных и северо-восточных в период с 1 апреля по 1 октября; в
южных районах допускается использовать летний бензин в течение всех сезонов.
Параметры автомобильных бензинов, вырабатываемых по ГОСТ 2084–77, существенно
отличаются от принятых международных норм, особенно в части экологических
требований. В целях повышения конкурентоспособности российских бензинов и
доведения их качества до уровня европейских стандартов разработан ГОСТ Р 51105–97
«Топлива для двигателей внутреннего сгорания. Неэтилированный бензин.
Технические условия», который вводится в действие с 01.01.99 г. Этот стандарт
не заменяет ГОСТ 2084–77, которым предусмотрен выпуск как этилированных, так и
неэтилированных бензинов. В соответствии с ГОСТ Р 51105–97 бцдут вырабатываться
только неэтилированные бензиёы (максимальное содержание свинца не более 0,01
г/дм3).
Характеристики автомобильных бензинов (ГОСТ 2084–77)
Показатели
|
А-72
|
А-76 неэтил.
|
А-76 этил.
|
АИ-91
|
АИ-93
|
АИ-95
|
Детоёационная стойкость: октановое число, не менее:
|
моторный метод
|
72
|
76
|
76
|
82,5
|
85
|
85
|
исследовательский метод
|
Не нормируется
|
91
|
93
|
95
|
Массовое содержание свинца, г/дм3, не более
|
0,013
|
0,013
|
0,17
|
0,013
|
0,013
|
0,013
|
Фракционный состав: температура начала перегонки
бензина, °С, не ниже:
|
летнего
|
35
|
35
|
35
|
35
|
35
|
30
|
зимнего
|
Не нормируется
|
10 % бензина перегоняется при температуре, °С, не выше:
|
летнего
|
70
|
70
|
70
|
70
|
70
|
75
|
зимнего
|
55
|
55
|
55
|
55
|
55
|
55
|
50 % бензина перегоняется при температуре, °С, не выше:
|
летнего
|
115
|
115
|
115
|
115
|
115
|
120
|
зимнего
|
100
|
100
|
100
|
100
|
100
|
105
|
90 % бензина перегоняется при температуре, °С, не выше:
|
летнего
|
180
|
180
|
180
|
180
|
180
|
180
|
зимнего
|
160
|
160
|
160
|
160
|
160
|
160
|
Конец кипения бензина, °С, не выше:
|
летнего
|
195
|
195
|
195
|
205
|
205
|
205
|
зимнего
|
185
|
185
|
185
|
195
|
195
|
195
|
Остаток в колбе, %, не более
|
1,5
|
1,5
|
1,5
|
1,5
|
1,5
|
1,5
|
Остаток и потери, %, не более
|
4,0
|
4,0
|
4,0
|
4,0
|
4,0
|
4,0
|
Давление насыщенных паров бензина, кПа:
|
летнего, не более
|
66,7
|
66,7
|
66,7
|
66,7
|
66,7
|
66,7
|
зимнего
|
66,7–93,3
|
66,7–93,3
|
66,7–93,3
|
66,7–93,3
|
66,7–93,3
|
66,7–93,3
|
Кислотность, мг КОН/100 см3, не более
|
3,0
|
1,0
|
3,0
|
3,0
|
0,8
|
2,0
|
Содержание фактических смол, мг/100см3, не более:
|
на месте производства
|
5,0
|
5,0
|
5,0
|
5,0
|
5,0
|
5,0
|
на месте потребления
|
10,0
|
10,0
|
10,0
|
10,0
|
10,0
|
10,0
|
Индукционный период на месте производства бензина, мин,
не менее
|
600
|
1200
|
900
|
900
|
1200
|
900
|
Массовая доля серы, %, не более
|
0,10
|
0,10
|
0,10
|
0,10
|
0,10
|
0,10
|
Цвет
|
-
|
-
|
Желтый
|
-
|
-
|
-
|
Примечания.
1. Для бензинов всех марок: испытание на медной пластинке — выдерживают;
содержание водорастворимых кислот и щелочей, механических примесей и воды —
отсутствие; плотность при 20 °С — не нормируется, определение обязательно.
2. Для городов и районов, а также предприятий, где Главным санитарным
врачом запрещено применение этилированных бензинов, предназначаются только
неэтилированные.
3. Допускается вырабатывать бензин, предназначенный для применения в южных
районах, со следуюшими показателями по фракционному составу: 10 %
перегоняется при температуре не выше 75 °С; 50 % перегоняется при
температуре не выше 120 °С;
4. Для бензинов, изготовленных с применением компонентов каталитического
риформинга, допускаемая температура конца кипения не выше 205 °С — для
летнего и не выше 195 °С — для зимнего.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В зависимости от октанового числа по исследовательскому
методу установлено четыре марки бензинов: «Нормаль-80», «Регуляр-91», «Премиум-95»,
«Супер-98». Бензин «Нормаль-80» предназначен для использования на грузовых
автомобилях наряду с бензином А-76. Неэтилированный бензин «Регуляр-91»
предназначен для эксплуатации автомобилей взамен этилированного А-93.
Автомобильные бензины «Премиум-95» и «Супер-98» полностью отвечают европейским
требованиям, конкурентоспособны на нефтяном рынке и предназначены в основном
для зарубежных автомобилей, ввозимых в Россию.
С целью ускорения перехода на производство неэтилированных бензинов взамен
этиловой жидкости допускается использование марганцевого антидетонатора в
концентрации не более — 5 мг Мn/дм3 для марки «Нормаль-80» и не более 18 мг
Мn/дм3 для марки «Регуляр-91». В соответствии с европейскими требованиями по
ограничению содержания бензола введен показатель «объемная доля бензола» — не
более 5 %. Установлена норма по показателю «плотность при 15 °С». Ужесточена
норма на массовую долю серы — до 0,05 %. Для обеспечения нормальной
эксплуатации автомобилей и рационального использования бкнзинов введено пять
классов испаряемости для применения в различных климатических районах по ГОСТ
16350–80. Наряду с определением температуры перегонки бензина при заданёом
объеме предусмотрено определение объема испарившегося бензина при заданной
температуре 70, 100 и 180 °С. Введен показатель «индекс испаряемости». В ГОСТ Р
51105–97 наряду с отечественными включены международные стандарты на методы испытаний
(ISO, EN, ASTM).
Нормы и требования к качеству автомобильных бензинов и характеристики
испаряемости по ГОСТ Р 51105–97 приведены в таблице.
Нормы и требования к качеству автомобильных бензинов по ГОСТ
Р 51105–97
Показатели
|
Нормаль-80
|
Регуляр-91
|
Премиум-95
|
Супер-98
|
Октановое число, не менее: моторный метод
|
76,0
|
82,5
|
85,0
|
88,0
|
Октановое число, не менее: исследовательский метод
|
80,0
|
91,0
|
95,0
|
98,0
|
Содержание свинца, г/дм3, не более
|
0,010
|
Содержание марганца, мг/дм3, не более
|
50
|
18
|
-
|
-
|
Содержание фактических смол, мг /100 см3, не более
|
5,0
|
Индукционный период бензина, мин, не менее
|
360
|
Массовая доля серы, %, не более
|
0,05
|
Объемная доля бензола, %, не более
|
5
|
Испытание на медной пластине
|
Выдерживает, класс 1
|
Внешний вид
|
Чистый, прозрачный
|
Плотность при 15 °С, кг/м3
|
700–750
|
725–780
|
725–780
|
725–780
|
Примечания.
1. Содержание марганца определяют только для бензинов, с марганцевым
антидетонатором (МЦТМ).
2. Автомобильные бкнзины, предназначенные для длительного хранения (5 лет)
в Госрезерве и Министерстве обороны, должны иметь индукционный период не
менее 1200 мин.
|
|
По составу автомобильные бензины представляют собой смесь
компонентов, получаемых в результате различных технологических процессов:
прямой перегонки нефти, каталитического риформинга, каталитического крекинга и
гидрокрекинга вакуумного газойля, изомеризации прямогонных фракций,
алкилирования, ароматизации термического крекинга, висбрекинга, замедленного
коксования. Компонентный состав бензина зависит, в основном, от его марки и определяется
набором технологических установок на нефтеперерабатывающем заводе.
Базовым компонентом для выработки автомобильных бензинов являются обычно
бензины каталитического риформинга или каталитического крекинга. Бензины
каталитического риформинга характеризуются низким содержанием серы, в их
составе практически отсутствуют олефины, поэтому они высокостабильны при
хранении. Однако повышенное содержание в них ароматических углеводородов с
экологической точки зрения является лимитирующим фактором. К их недостаткам
также относится неравномерность распределения детонационной стойкости по
фракциям. В составе бкнзинового фонда России доля компонента каталитического
риформинга превышает 50 %.
Бензины каталитического крекинга характеризуются низкой массовой долей серы,
октановыми числами по исследовательскому методу 90–93 единицы. Содержание в них
ароматических углеводородов составляет 30–40 %, олефиновых — 25–35 %. В их
составе практически отсутствуют диеновые углеводороды, поэтому они обладают
относительно высокой химической стабильностью (индукционный период 800–900
мин.). По сравнению с бензинами каталитического риформинга для бкнзинов
каталитического крекинга характерно более равномерное распределение
детонационной стойкости по фракциям. Поэтому в качестве базы для производства
автомобильных бензинов целесообразно использовать смесь компонентов
каталитического риформинга и каталитического крекинга.
Бензины таких термических процессов, как крекинг, замедленное коксование имеют
низкую детонационную стойкость и химическую стабильность, высокое содержание
серы и используются только для получения низкооктановых бензинов в ограниченных
количествах.
При производстве высокооктановых бензинов используются алкилбензин, изооктан,
изопентан и толуол. Бензины АИ-95 и АИ-98 обычно получают с добавлением
кислородсодержащих компонентов: метил-трет-бутилового эфира (МТБЭ) или его
смеси с трет-бутанолом, получившей ёазвание фэтерол. Введение МТБЭ в бензин
позволяет повысить полноту его сгорания и равномерность распредкления детонационной
стойкости по фракциям. Максимально допустимая концентрация МТБЭ в бензинах
составляет 15 % из-за его относительно низкой теплоты сгорания и высокой
агрессивности по отношению к резинам.
Для достижения требуемого уровня детонационных свойств этилированных бензинов к
ним добавляют этиловую жидкость (до 0,15 г свинца/дм3 бензина). К бензинам вторичных процессов, содержащим непредельные углеводороды, для их стабилизации и
обеспечения требований по индукционному периоду разрешается добавлять антиокислители
Агидол-1 или Агидол-12. В целях обеспечения безопасности в обращении и
маркировки этилированные бензины должны быть окрашены. Бензин А-76 окрашивается
в желтый цвет жирорастворимым желтым красителем К, бензин АИ-91 — в
оранжево-красный цвет жирорастворимым темно-красным красителем Ж. Этилированные
бензины, предназначенные для экспорта, не окрашиваются.
Примерные компонентные составы автомобильных бензинов различных марок приведены
в таблице.
Средние компонентные составы автомобильных бензинов
Компонент
|
А-76 (А-80)
|
А-76*
|
АИ-91
|
А-92
|
А-92*
|
АИ-95
|
АИ-98
|
Бензин каталитического риформинга:
|
мягкого режима
|
40–80
|
70–60
|
60–90
|
60–88
|
50–100
|
-
|
-
|
жесткого режима
|
-
|
-
|
40–100
|
40–100
|
10–40
|
5–90
|
25–88
|
Ксилольная фракция
|
-
|
-
|
10–20
|
10–30
|
-
|
20–40
|
20–40
|
Бензин каталитического крекинга
|
20–80
|
10–60
|
10–85
|
10–85
|
10–85
|
10–50
|
10–20
|
Бензин прямой перегонки
|
20–60
|
40–100
|
10–20
|
10–20
|
10–80
|
-
|
-
|
Алкилбензин
|
-
|
-
|
5–20
|
5–20
|
-
|
10–35
|
15–50
|
Бутаны изопентан
|
1–7
|
1–5
|
1–10
|
1–10
|
1–7
|
1–10
|
1–10
|
Газовый бензин
|
5–10
|
5–10
|
5–10
|
5–10
|
5–10
|
-
|
-
|
Толуол
|
-
|
-
|
0–7
|
0–10
|
-
|
8–15
|
10–15
|
Бензин коксования
|
1–5
|
5–10
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
Гидростабилизированный бензин пиролиза
|
10–35
|
10–20
|
10–30
|
10–30
|
10–30
|
10–20
|
10–20
|
МТБЭ
|
<=8
|
-
|
5–12
|
5–12
|
-
|
10–15
|
10–15
|
* — Этилированный
|
|
В последнее время ассортимент автобензинов значительно
пополнился за счет новых марок, выпцскаемых по техническим условиям. Это
обусловлено резким ростом производства ёеэтилированного бензина и сокращением
производства бензина этилированного.
При этом тетраэтилсвинец заменяется на различные нетрадиционные присадки и
добавки, ранее выпускаемыми химической и микробиологической промышленности в
иных целях.
К таким веществам относятся различные эфиры, спирты, металлоорганические
соединения и т.д. Необходимость производства таких бензинов по техническим
условиям диктуется тем, что все присадки и добавки могут вводиться в строго
определенных концентрациях. Для контроля содержания этих компонентов в технических
условиях предусматриваются специальные показатели и вводятся дополнительные
методики контроля.
Все бензины, выпускаемые по техническим условиям, должны соответствовать
требованиям ГОСТ Р 51313–99 «Бензины автомобильные. Общие технические требования»,
который вводится с 01 июля 2000 г.
Соответствие бензинов, выпускаемых по техническим условиям, требованием ГОСТ Р
51313–99 проверяется при их сертификации, которая является обязательной.
Бензины автомобильные. Общие технические условия
Наименование показателя
|
Значение показателя для типов бензинов
|
Метод испытания
|
I
|
II
|
III
|
IV
|
Детонационная стойкость:
|
октановое число по исследовательскому методу, не менее
|
80
|
91
|
95
|
98
|
по ГОСТ 8226
|
октановое число по моторному методу, не менее
|
76
|
-
|
-
|
-
|
по ГОСТ 511
|
Концентрация свинца, г/дм3, не более, для бензина:
|
неэтилированного
|
0,013
|
0,013
|
0,013
|
0,013
|
по ГОСТ 28828
|
этилированного
|
0,17
|
-
|
-
|
-
|
|
Давление насыщенных паров, кПа
|
35–100
|
35–100
|
35–100
|
35–100
|
по ГОСТ 1756
|
Фракционный состав:
|
90% бензина перегоняется при температуре, °С, не выше
|
190
|
190
|
190
|
190
|
|
конец кипения бензина, °С, не выше
|
215
|
215
|
215
|
215
|
|
остаток в колбе, %, не более
|
1,5
|
1,5
|
1,5
|
1,5
|
|
Массовая доля серы, %, не более
|
0,1
|
0,05
|
0,05
|
0,05
|
по ГОСТ 19121 или ГОСТ Р50442
|
Объемная доля бензола, %, не более
|
5
|
5
|
5
|
5
|
по ГОСТ 29040
|
|
.
Сайт сделал инженер-триболог Герасимов
Анатолий (Reactick) |