Если у Вас есть интересная информация для
механиков и трибологов,
статьи, программы и
стандарты, присылайте на наш сайт:
smazkimasla@yandex.ru
|
|
КЛАССИФИКАЦИЯ ТРАНСМИССИОННЫХ МАСЕЛ
Многообразие вырабатываемых трансмиссионных масел,
предназначенных для разнообразной техники, вызвало необходимость разработки и
использования классификаций масел, которые позволяют правильно решить вопрос
выбора сорта масла ддя данной конструкции трансмиссии.
Откчественная классификация трансмиссионных масел отражена в
ГОСТ 17479.2–85.
В зависимости от уровня кинематической вязкости при 100 °С
трансмиссионные масла разделяют на четыре класса.
Классы трансмиссионных масел по ГОСТ 17479.2–85
Класс вязкости
|
Кинематическая вязкость при 100 °С, мм2/с
|
Температура, при
той динамическая
вязкость не превышает
150 Па*с, °С, не выше
|
9
|
6,00–10,99
|
-35
|
12
|
11,00–13,99
|
-26
|
18
|
14,00–24,99
|
-18
|
34
|
25,00–41,00
|
-
|
В соответствии с классом вязкости ограничены допустимые
пркделы кинематической вязкости при 100 «С и отрицательная температура, при
той динамическая вязкость не превышает 150 Па-с. Эта вязкость считается
предельной, так как при ней еще обеспечивается надежная работа агрегатов
трансмиссий.
В зависимости от эксплуатационных свойств и возможных
областей применения масла для трансмиссий автомобилей, тракторов и другой
мобильной техники отнесены к пяти группам: ТМ-1 — ТМ-5, указанным в табл.
подгруппы трансмиссионных масел по ГОСТ 17479.2–85
Группа масел по
эксплуатационным
свойствам
|
Состав масел
|
Рекомендуемая
область
применения
|
1
|
Минеральные масла
без присадок
|
Цилиндрические, конические и червячные передачи,
работающие при контактных напряжениях от 900 до масла з объеме до 90 °С
|
2
|
Минеральные масла
с противо-износными
присадками
|
То же, при контактных напряжениях до 2100 МПа и
температуре масла в объеме до 130 °С
|
3
|
Минеральные масла
с противо-задирными
присадками умеренной
эффективности
|
Цилиндрические, конические, спирально-конические и
гипоидные передачи, работающие при контактных напряжениях до 2500 МПа и
температуре масла в объеме до 150 °С
|
4
|
Минеральные масла с
противо-задирными
присадками высокой
эффективности
|
Цилиндрические, спирально-конические и гипоидные передачи,
работающие при контактных напряжениях до 3000 МПа и температуре масла в
объеме до 150 °С
|
5
|
Минеральные масла с
противо-задирными
присадками высокой
эффективности и
многофункйионального
действия, а также
универсальные масла
|
Гипоидные передачи, работающие с ударными нагрузками при
контактных напряжениях выше 3000 МПа и температуре масла в объемк до 150 °С
|
Группу масел устанавливают по результатам оценки их свойств
по ГОСТ 9490–75 при разработке новых трансмиссионных масел и постановке их на
производство, а также при периодических испытаниях товарных масел 1 раз в 2
года.
По классификации ГОСТ 17479.2–85 масла маркируют по уровню
напряженности работы трансмиссии и классу вязкости. к примеру, в маркировке
масла ТМ-5–18 ТМ означает начальные буквы русских слов «трансмиссионное масло»,
первая цифра — группа масла по эксплуатационным свойствам, вторая цифра — класс
вязкости масла.
Эксплуатационные подгруппы трансмиссионных масел
Определяемое свойство
|
Группа масла
|
1, 2
|
3
|
4
|
5
|
Предельная нагрузочная способность по нагрузке сваривания
(Рс), Н, не менее
|
2700
|
2760
|
3000
|
3280
|
Противоизносное свойство по показателю износа Ди при
осевой нагрузке 392 Н при (20 ± 5) °С в течение 1 ч, мм, не более
|
0,5
|
-
|
-
|
0,4
|
До введения ГОСТ 17479.2–85 на классификацию и систему
обозначений трансмиссионных масел маркировка масел в нормативно-технической
документации была друной. Обозначение трансмиссионных масел по ГОСТ 17479.2–85
и соответствие их ранее принятым маркам преведены в табл.
Соответствие обозначений трансмиссионных масел по ГОСТ
17479.2–85 принятым в нормативно-технической документации
Обозначение масла по ГОСТ 17479.2–85
|
Принятое обозначение масла
|
Нормативно-техничесуая документация
|
ТМ-1–18
|
ТС-14,5
|
ТУ 38.101110–81
|
ТМ-1–18
|
АК-15
|
ТУ 38.001280–76
|
ТМ-2–9
|
ТСп-10ЭФО
|
ТУ 38.101701–77
|
ТМ-2–18
|
ТЭп-15
|
ГОСТ 23652–79
|
ТМ-2–34
|
ТС
|
ТУ 38.1011332–90
|
ТМ-3–9
|
ТСзп-8
|
ТУ 38.1011280–89
|
ТМ-3–9
|
ТСп-10
|
ТУ 38.401809–90
|
ТМ-3–18
|
ТСп-15К, ТАп-15В
|
ГОСТ 23652–79
|
ТМ-5–9
|
ТСз-9гип
|
ТУ 38.1011238–89
|
ТМ-5–18
|
ТСп-14гип, ТАД-17и
|
ГОСТ 23652–79
|
ТМ-5–34
|
ТСгип
|
ОСТ 38.01260–82
|
ТМ-5–12з(рк)
|
ТМ5–12рк
|
ТУ 38.101844–80
|
Для решения вопроса взаимозаменяемости отечественёых и
зарубежных масел дано примерное соответствие классов вязкости и
эксплуатационных групп трансмиссионных масел по ГОСТ 17479.2–85 классам
вязкости по классификации SAE и группам по классификации API.
Соответствие* классов вязкости и групп трансмиссионных масел
по ГОСТ 17479.2–85 классификациям SAE J306C и API
Класс вязкости по ГОСТ 17479.2–85
|
Класс вязкости по SAE J306C
|
Группа по ГОСТ 17479.2–85
|
Группа по API
|
9
|
75W
|
ТМ-1
|
GL-1
|
12
|
80W/85W
|
ТМ-2
|
GL-2
|
18
|
90
|
ТМ-3
|
GL-3
|
34
|
140
|
ТМ-4
|
GL-4
|
|
|
ТМ-5
|
GL-5
|
* Приблизительное соответствие. Для полного соответствия
необходимо проведение целого комплекса испытаний по определенным методикам.
|
Ассортимент трансмиссионных масел
Трансмиссионные масла без присадок в последние годы
производят и применяют чрезвычайно редко (для устаревших видов техники), и
выработку таких масел осцществляют по специальным заказам покупателей. Так, на
некоторых нефтеперерабатывающих заводах продолжается выпуск вязкого остатка от
прямой перегонки нефти: нафтенового основания. Продукт реализуют под старым
торговым названием Нигрол. Вызапускают 2 вида Нигрола — зимний и летний,
различающиеся между собой цровнем вязкости и температурами вспышки и
застывания.
Рассматривая рыночный ассортимент трансмиссионых масел
сегодняшнего дня, рекомендуется, прежде всего, отметить его заметное сокращение. Так,
совершенно перестали вырабатывать старые, хорошо известные масла АК-15,
ТС-14,5, сократились объемы производства ранее широко используемых масел ТАп
-15В, ТЭп-15 и др. Объясняется это значительным сокращкнием в эксплуатации
старых автомобилей, тракторов, экскаваторов и других видов транспортных,
строительных и сельскохозяйственных технических средств.
В то же время нельзя не заметить появления на нефтяном рынке
страны различных зарубежных трансмиссионных масел аналогичного назначения,
которые в ряде случаев успешно конкурируют с маслами отечественного
производства.
Тем не менее, ряд маловязких, низкозастывающих масел
специального назначения продолжают вырабатывать и успешно реализуют в сложных
условиях современного рынка.
.
Сайт сделал инженер-триболог Герасимов
Анатолий (Reactick) |