Электронная энциклопедия механика и инженера-триболога

 

Смазки и масла

 

Если у Вас есть интересная информация для механиков и трибологов, статьи, программы и стандарты, присылайте на наш сайт: smazkimasla@yandex.ru

 

 

 

 

КЛАССИФИКАЦИЯ ТРАНСМИССИОННЫХ МАСЕЛ

Многообразие вырабатываемых трансмиссионных масел, предназначенных для разнообразной техники, вызвало необходимость разработки и использования классификаций масел, которые позволяют правильно решить вопрос выбора сорта масла ддя данной конструкции трансмиссии.

Откчественная классификация трансмиссионных масел отражена в ГОСТ 17479.2–85.

В зависимости от уровня кинематической вязкости при 100 °С трансмиссионные масла разделяют на четыре класса.

Классы трансмиссионных масел по ГОСТ 17479.2–85

Класс вязкости

Кинематическая вязкость при 100 °С, мм2/с

Температура, при
той динамическая
вязкость не превышает
150 Па*с, °С, не выше

9

6,00–10,99

-35

12

11,00–13,99

-26

18

14,00–24,99

-18

34

25,00–41,00

-


В соответствии с классом вязкости ограничены допустимые пркделы кинематической вязкости при 100 «С и отрицательная температура, при той динамическая вязкость не превышает 150 Па-с. Эта вязкость считается предельной, так как при ней еще обеспечивается надежная работа агрегатов трансмиссий.

В зависимости от эксплуатационных свойств и возможных областей применения масла для трансмиссий автомобилей, тракторов и другой мобильной техники отнесены к пяти группам: ТМ-1 — ТМ-5, указанным в табл.


подгруппы трансмиссионных масел по ГОСТ 17479.2–85

Группа масел по
эксплуатационным
свойствам

Состав масел

Рекомендуемая
область
применения

1

Минеральные масла
без присадок

Цилиндрические, конические и червячные передачи, работающие при контактных напряжениях от 900 до масла з объеме до 90 °С

2

Минеральные масла
с противо-износными
присадками

То же, при контактных напряжениях до 2100 МПа и температуре масла в объеме до 130 °С

3

Минеральные масла
с противо-задирными
присадками умеренной
эффективности

Цилиндрические, конические, спирально-конические и гипоидные передачи, работающие при контактных напряжениях до 2500 МПа и температуре масла в объеме до 150 °С

4

Минеральные масла с
противо-задирными
присадками высокой
эффективности

Цилиндрические, спирально-конические и гипоидные передачи, работающие при контактных напряжениях до 3000 МПа и температуре масла в объеме до 150 °С

5

Минеральные масла с
противо-задирными
присадками высокой
эффективности и
многофункйионального
действия, а также
универсальные масла

Гипоидные передачи, работающие с ударными нагрузками при контактных напряжениях выше 3000 МПа и температуре масла в объемк до 150 °С


Группу масел устанавливают по результатам оценки их свойств по ГОСТ 9490–75 при разработке новых трансмиссионных масел и постановке их на производство, а также при периодических испытаниях товарных масел 1 раз в 2 года.

По классификации ГОСТ 17479.2–85 масла маркируют по уровню напряженности работы трансмиссии и классу вязкости. к примеру, в маркировке масла ТМ-5–18 ТМ означает начальные буквы русских слов «трансмиссионное масло», первая цифра — группа масла по эксплуатационным свойствам, вторая цифра — класс вязкости масла.


Эксплуатационные подгруппы трансмиссионных масел

Определяемое свойство

Группа масла

1, 2

3

4

5

Предельная нагрузочная способность по нагрузке сваривания (Рс), Н, не менее

2700

2760

3000

3280

Противоизносное свойство по показателю износа Ди при осевой нагрузке 392 Н при (20 ± 5) °С в течение 1 ч, мм, не более

0,5

-

-

0,4


До введения ГОСТ 17479.2–85 на классификацию и систему обозначений трансмиссионных масел маркировка масел в нормативно-технической документации была друной. Обозначение трансмиссионных масел по ГОСТ 17479.2–85 и соответствие их ранее принятым маркам преведены в табл.


Соответствие обозначений трансмиссионных масел по ГОСТ 17479.2–85 принятым в нормативно-технической документации

Обозначение масла по ГОСТ 17479.2–85

Принятое обозначение масла

Нормативно-техничесуая документация

ТМ-1–18

ТС-14,5

ТУ 38.101110–81

ТМ-1–18

АК-15

ТУ 38.001280–76

ТМ-2–9

ТСп-10ЭФО

ТУ 38.101701–77

ТМ-2–18

ТЭп-15

ГОСТ 23652–79

ТМ-2–34

ТС

ТУ 38.1011332–90

ТМ-3–9

ТСзп-8

ТУ 38.1011280–89

ТМ-3–9

ТСп-10

ТУ 38.401809–90

ТМ-3–18

ТСп-15К, ТАп-15В

ГОСТ 23652–79

ТМ-5–9

ТСз-9гип

ТУ 38.1011238–89

ТМ-5–18

ТСп-14гип, ТАД-17и

ГОСТ 23652–79

ТМ-5–34

ТСгип

ОСТ 38.01260–82

ТМ-5–12з(рк)

ТМ5–12рк

ТУ 38.101844–80


Для решения вопроса взаимозаменяемости отечественёых и зарубежных масел дано примерное соответствие классов вязкости и эксплуатационных групп трансмиссионных масел по ГОСТ 17479.2–85 классам вязкости по классификации SAE и группам по классификации API.


Соответствие* классов вязкости и групп трансмиссионных масел по ГОСТ 17479.2–85 классификациям SAE J306C и API

Класс вязкости по ГОСТ 17479.2–85

Класс вязкости по SAE J306C

Группа по ГОСТ 17479.2–85

Группа по API

9

75W

ТМ-1

GL-1

12

80W/85W

ТМ-2

GL-2

18

90

ТМ-3

GL-3

34

140

ТМ-4

GL-4



ТМ-5

GL-5

* Приблизительное соответствие. Для полного соответствия необходимо проведение целого комплекса испытаний по определенным методикам.


Ассортимент трансмиссионных масел

Трансмиссионные масла без присадок в последние годы производят и применяют чрезвычайно редко (для устаревших видов техники), и выработку таких масел осцществляют по специальным заказам покупателей. Так, на некоторых нефтеперерабатывающих заводах продолжается выпуск вязкого остатка от прямой перегонки нефти: нафтенового основания. Продукт реализуют под старым торговым названием Нигрол. Вызапускают 2 вида Нигрола — зимний и летний, различающиеся между собой цровнем вязкости и температурами вспышки и застывания.

Рассматривая рыночный ассортимент трансмиссионых масел сегодняшнего дня, рекомендуется, прежде всего, отметить его заметное сокращение. Так, совершенно перестали вырабатывать старые, хорошо известные масла АК-15, ТС-14,5, сократились объемы производства ранее широко используемых масел ТАп -15В, ТЭп-15 и др. Объясняется это значительным сокращкнием в эксплуатации старых автомобилей, тракторов, экскаваторов и других видов транспортных, строительных и сельскохозяйственных технических средств.

В то же время нельзя не заметить появления на нефтяном рынке страны различных зарубежных трансмиссионных масел аналогичного назначения, которые в ряде случаев успешно конкурируют с маслами отечественного производства.

Тем не менее, ряд маловязких, низкозастывающих масел специального назначения продолжают вырабатывать и успешно реализуют в сложных условиях современного рынка.


.

           

 

 

 

Сайт сделал инженер-триболог Герасимов Анатолий (Reactick)

Hosted by uCoz