Если у Вас есть интересная информация для
механиков и трибологов,
статьи, программы и
стандарты, присылайте на наш сайт:
smazkimasla@yandex.ru
|
|
МАСЛА ДЛЯ ТУРБОРЕАКТИВНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ
В связи с конструктивными особенностями газотурбинных
двигателей (ГТД) условия работы смазочных масел в ёих существенно отличаются от
условий работы масел в поршневых двигателях. В отличие от поршневого двигателя
смазочное масло в ГТД изолировано от камеры сгорания (зоны норения топлива);
кроме того, в наиболее ответственных узлах трения реализуется в основном трение
уачения, а не скольжения, как в поршневых двигателях (коэффициент трения
качения на порядок ниже коэффициента трения скольжения). Вал турбокомпрессора в
ГТД хорошо сбалансирован и при большой частоте вращения и больших осевых и
радиальных нагрузках работает без резких переменных нагрузок.
Современные газотурбинные двигатели характеризуются жесткими
условиями работы: высокие температуры — до 300 °С и выше, большие частоты
вращения турбин — 12000–20000 мин-1. Напряженность работы масла в таких
условиях эксплуатации ГТД определяется количеством тепла, то необходимо
отвести от поверхностей трения деталей, и при прочих равных условиях
характеризуется скоростью прокачивания масла через двигатель.
Температура масла на входе в ГТД колеблется от 20 до 50 °С,
а на выходе зависит от теплонапряженности двигателя. В двигателях самолетов,
летающих с дозвуковыми скоростями, она не превышает 125 °С, а при скорости
полета с числом М = 2 она достигает 200 °С (где М — число Маха, обозначающее
скорость, равную скорости звука).
Подвод масла к узлам трения у ГТД осуществляется не только
для смазывания поверхностей трения, но и для отвода тепла от этих деталей. Для
исключения перегрева деталей трения масло непрерывно подводится к следующим
элементам двигателя: подшипникам, зубчатым колесам, контактным уплотнителям и
шлицевым соединениям. Наиболее высокий уровень тепловыделения — в
радиально-упорных шарикоподшипниках роторов ГТД, воспринимающих осевую
нагрузку, поэтому к ним подводят масла больше, чем к другим элементам.
Масла для реактивных двигателей летательных аппаратов
проходят тщательную проверку. При оценке качества масла учитывают возможные
условия эксплуатации и напряженность работы его в двигателе.
Смазочные масла для турбореактивных двигателей должны
отвечать следующим требованиям:
— надежное смазывание всех деталей и агрегатов двигателя с
минимальным износом в пределах рабочих температур от -50 до +200 °С;
— пологая вязкостно-температурная кривая и хорошая
прокачиваемость при низких температурах (пусковые свойства масла должны
обеспечивать надежный запуск двигателя без подогрева до температуры -50 °С);
— однородный и стабильный фракционный состав, что
обусловливает минимальную испаряемость фракций и сохраняет вязкостные
характеристики масла в течение всего времени работы двигателя (целесообразно
использовать смазочные масла узкого фрауционного состава);
— высокие антиокислительные свойства и минимальное окисление
в двигателе при рабочих температурах 150–200 °С и выше;
— минимальная вспениваемость, высокая температура
самовоспламенения;
— неагрессивность по отношению к металлам, сплавам,
резинотехническим изделиям, покрытиям, клеям и другим материалам.
.
Сайт сделал инженер-триболог Герасимов
Анатолий (Reactick) |