Электронная энциклопедия механика и инженера-триболога

 

Смазки и масла

 

Если у Вас есть интересная информация для механиков и трибологов, статьи, программы и стандарты, присылайте на наш сайт: smazkimasla@yandex.ru

 

 

 

 

КОТЕЛЬНОЕ И ПЕЧНОЕ ТОПЛИВА

Котельные топлива применяют в стационарных паровых котлах, в промышленных печах. Тяжелые моторные топлива используют в судовых энергетических установках. К котельным топливам относят топочные мазуты марок 40 и 100, вырабатываемые по ГОСТ 10585–99, к тяжелым моторным топливам — флотские мазуты Ф-5 и Ф-12 по ГОСТ 10585–99.
В общем баланск перечисленных топлив основное место занимают мазуты нефтяного происхождения.
Печное бытовое топливо предназначено для сжигания в отопительных установках небольшой мощности, расположенных непосредственно в жилых помещениях, а также в теплогенераторах средней мощности, используемых в сельском хозяйстве для изготовления кормов, сушки зерна, фруктов, уонсервирования и других целей.
Требования, предъявляемые к качеству котельных, тяжелых моторных и судовых топлив, устанавливающие условия их применения, определяются такими показателями качества, как вязкость, содержание серы, теплота снорания, температуры застывания и вспышки, содержание воды, механических примесей и зольность.


Ассортимент, качество и состав.

Стандарт на котельное топливо — ГОСТ 10585–99 предусматривает выпуск четырех кго марок: флотских мазутов Ф-5 и Ф-12, которые по вязкости классифицируются как легкие топлива, топочных мазутов марки 40 — как средёее и марки 100 — тяжелое топливо. Цифры указывают ориентировочную вязкость соответствующих марок мазутов при 50 °С.
Топочные мазуты марок 40 и 100 изготовляют из остатков переработки нефти. В мазут марки 40 для снижения температуры застывания до 10 °С добавляют 8–15 % среднедистиллятных фракций, в мазут марки 100 дизельные фракции не добавляют.
Флотские мазуты марок Ф-5 и Ф-12 предназначены для сжигания в судовых энергетических установках. По сравнению с топочными мазутами марок 40 и 100 они обладают лучшими характеристиками: меньшими вязкостью, содержанием механических примесей и воды, зольностью и более низкой температурой застывания. Флотский мазут марки Ф-5 получают смешением продуктов прямой перегонки нефти: в большинстве случаев 60–70 % мазута прямогонного и 30–40 % дизельного топлива с добавлением депрессорной присадки. Допускается использовать в его составе до 22 % керосино-газойлевых фракций вторичных процессов, в том числе легкого газойля каталитического и термического крекинга. Флотский мазут марки Ф-12 вырабатывают в небольших количествах на установках прямой перегонки нефти. Основными отличиями мазута Ф-12 от Ф-5 являются более жесткие требования по содержанию серы (0,6 % против 2,0 %) и менее жесткие требования по вязкости при 50 °С (12 °ВУ против 5 °ВУ).


Характеристики мазута (ГОСТ 10585–99)

Показатели

Марка топлива

Ф-5

Ф-12

40

100


1. Вязкость при 50 °С, не более:

условная, °ВУ

5,0

12,0

-

-

соответствующая кй кинематическая, мм2/с

36,2

89,0

-

-

2. Вязкость при 80 °С, не более:

условная, °ВУ

-

-

8,0

16,0

соответствующая ей кинематическая, мм2/с

-

-

59,0

118,0

3. Вязкость при 100 °С, не более:

условная, °ВУ

-

-

-

6,8

соответствующая ей кинематическая, мм2/с

-

-

-

50,0

4. Динамическая вязкость при 0 °С, Па·с, не более

2,7

-

-

-

5. Зольность, %, не более, для мазута:

малозольного

-

-

0,04

0,05

зольного

0,05

0,10

0,12

0,14

6. Массовая доля механических примесей, %, не более:

0,10

0,12

0,5

1,0

7. Массовая доля воды, %, не более:

0,3

0,3

1,0

1,0

8. Содержание водорастворимых кислот и щелочей

Отсутствие

9. Массовая доля серы, %, не более, для мазута видов:

I

-

-

0,5

0,5

II

1,0

0,6

1,0

1,0

III

-

-

1,5

1,5

IV

2,0

-

2,0

2,0

V

-

-

2,5

2,5

VI

-

-

3,0

3,0

VII

-

-

3,5

3,5

10. Коксуемость, %, не более

6,0

6,0

-

-

11. Содержание сероводорода

Отсутствие

-

-

-

12. Температура вспышки, °С, не ниже:

в закрытом тигле

80

90

-

-

в открытом тигле

-

-

90

110

13. Температура застывания, °С, не выше

-5

-8

10; 25*

25; 42*

14. Теплота сгорания (низшая) в пересчете на сцхое топливо (не браковочная), кДж/кг, не менее, для мазута видов:

I, II, III и IV

41454

41454

40740

40530

V, VI и VII

-

-

39900

39900

15. Плотность при 20 °С, кг/м3, не более

955

960

Не нормируется. Определение обязательно

-

* Для мазута из высокопарафинистых нефтей


Примечания.

В I и IV кварталах в мазутах марок 40 и100 допускается температура вспышки в открытом тигле не ниже 65 °С, в закрытом тигле — не ниже 50 °С с указанием значения показателя в договорах и контрактах. Такие мазуты не предназначены для судовых энергетических установок.

Мазуты марок 40 и 100, изготовленные из высокопарафинистых нефтей, не предназначены для судовых котельных установок.

Показатель 15 для мазута марок 40 и 100 определяется для осуществления приемо-сдаточных операций. При поставке мазутов Ф5, Ф12, 40 и 100 на экспорт показатель 15 определяется по [7] и не является браковочным.

В мазуте марок 40 и 100, вырабатываемом из газоконденсатного сырья, сероводород должен отсутствовать.

Показатель 3 для топочного мазута марки 100 является небраковочным до 01.01.2003, а показатель 2 для топочного мазута марки 100 нормируется до 01.01.2003.



Печное топливо.

Печное бытовое топливо вырабатывается из дизельных фракций прямой перегонки и вторичного происхождения — дистиллятов термического, каталитического крекинга и коксоваёия. Характеристика топлива в соответствии с ТУ 38. 101656–87 приведена в таблице. По фракционному составу печное бытовое топливо может быть несколько тяжелее дизельного топлива по ГОСТ 305–82 (до 360 °С перегоняется до 90 % вместо 96 %, вязкость печного топлива до 8,0 мм2/с при 20 °С против 3,0–6,0 мм2/с дизельного). В нем не нормируются цетановое и йодное числа, температура помутнения. При переработке сернистых нефтей массовая доля серы в топливе — до 1,1 %. В период с 1 апреля по 1 сентября допускается производство топлива с температурой застывания не выше — 5 °С.
Для улучшения низкотемпературных свойств печного топлива в промышленности применяют депрессорные присадки, синтезированные на основе сополимера этилена с винилацетатом.


Характеристики печного бытового топлива (ТУ 38.101656–87)(ГОСТ 10585–99)

Показатели

Значения




Фракционный состав:




10 % перегоняется при температуре, °С, не ниже

160




90 % перегоняется при температуре, °С, не выше

360




Кинематическая вязкость при 20 °С, мм2/с, не более

8,0




Температура застывания, °С, не выше




в период с 1 сентября по 1 апреля

-15




в период с 1 апреля по 1 сентября

-5




Температура вспышки в закрытом тигле, °С, не ниже

45




Массовая доля серы, %, не более:




в малосернистом топливе

0,5




в сернистом топливе

1,1




Испытание на медной пластинке

Выдерживает




Кислотность, мг КОН/100 см3 топлива, не более

5,0




Зольность, %, не более

0,02




Коксуемость 10 %-ного остатка, %, не более

0,35




Содержание воды

Следы




Цвет

От светло-коричневого до черного




Плотность при 20 °С, кг/м3

Не нормируется, определение обязательно




Примечания.
Содержание сероводорода, водорастворимых кислот и щелочей, механических примесей — отсутствие.





.

           

 

 

 

Сайт сделал инженер-триболог Герасимов Анатолий (Reactick)

Hosted by uCoz