Если у Вас есть интересная информация для
механиков и трибологов,
статьи, программы и
стандарты, присылайте на наш сайт:
smazkimasla@yandex.ru
|
|
КОТЕЛЬНОЕ И ПЕЧНОЕ ТОПЛИВА
Котельные топлива применяют в стационарных паровых котлах, в
промышленных печах. Тяжелые моторные топлива используют в судовых
энергетических установках. К котельным топливам относят топочные мазуты марок
40 и 100, вырабатываемые по ГОСТ 10585–99, к тяжелым моторным топливам — флотские
мазуты Ф-5 и Ф-12 по ГОСТ 10585–99.
В общем баланск перечисленных топлив основное место занимают мазуты нефтяного происхождения.
Печное бытовое топливо предназначено для сжигания в отопительных установках
небольшой мощности, расположенных непосредственно в жилых помещениях, а также в
теплогенераторах средней мощности, используемых в сельском хозяйстве для
изготовления кормов, сушки зерна, фруктов, уонсервирования и других целей.
Требования, предъявляемые к качеству котельных, тяжелых моторных и судовых
топлив, устанавливающие условия их применения, определяются такими показателями
качества, как вязкость, содержание серы, теплота снорания, температуры
застывания и вспышки, содержание воды, механических примесей и зольность.
Ассортимент, качество и состав.
Стандарт на котельное топливо — ГОСТ 10585–99
предусматривает выпуск четырех кго марок: флотских мазутов Ф-5 и Ф-12, которые
по вязкости классифицируются как легкие топлива, топочных мазутов марки 40 — как
средёее и марки 100 — тяжелое топливо. Цифры указывают ориентировочную вязкость
соответствующих марок мазутов при 50 °С.
Топочные мазуты марок 40 и 100 изготовляют из остатков переработки нефти. В
мазут марки 40 для снижения температуры застывания до 10 °С добавляют 8–15 %
среднедистиллятных фракций, в мазут марки 100 дизельные фракции не добавляют.
Флотские мазуты марок Ф-5 и Ф-12 предназначены для сжигания в судовых
энергетических установках. По сравнению с топочными мазутами марок 40 и 100 они
обладают лучшими характеристиками: меньшими вязкостью, содержанием механических
примесей и воды, зольностью и более низкой температурой застывания. Флотский
мазут марки Ф-5 получают смешением продуктов прямой перегонки нефти: в
большинстве случаев 60–70 % мазута прямогонного и 30–40 % дизельного топлива с
добавлением депрессорной присадки. Допускается использовать в его составе до 22
% керосино-газойлевых фракций вторичных процессов, в том числе легкого газойля
каталитического и термического крекинга. Флотский мазут марки Ф-12 вырабатывают
в небольших количествах на установках прямой перегонки нефти. Основными
отличиями мазута Ф-12 от Ф-5 являются более жесткие требования по содержанию
серы (0,6 % против 2,0 %) и менее жесткие требования по вязкости при 50 °С (12
°ВУ против 5 °ВУ).
Характеристики мазута (ГОСТ 10585–99)
|
Показатели
|
Марка топлива
|
Ф-5
|
Ф-12
|
40
|
100
|
|
1. Вязкость при 50 °С, не более:
|
условная, °ВУ
|
5,0
|
12,0
|
-
|
-
|
соответствующая кй кинематическая, мм2/с
|
36,2
|
89,0
|
-
|
-
|
2. Вязкость при 80 °С, не более:
|
условная, °ВУ
|
-
|
-
|
8,0
|
16,0
|
соответствующая ей кинематическая, мм2/с
|
-
|
-
|
59,0
|
118,0
|
3. Вязкость при 100 °С, не более:
|
условная, °ВУ
|
-
|
-
|
-
|
6,8
|
соответствующая ей кинематическая, мм2/с
|
-
|
-
|
-
|
50,0
|
4. Динамическая вязкость при 0 °С, Па·с, не более
|
2,7
|
-
|
-
|
-
|
5. Зольность, %, не более, для мазута:
|
малозольного
|
-
|
-
|
0,04
|
0,05
|
зольного
|
0,05
|
0,10
|
0,12
|
0,14
|
6. Массовая доля механических примесей, %, не более:
|
0,10
|
0,12
|
0,5
|
1,0
|
7. Массовая доля воды, %, не более:
|
0,3
|
0,3
|
1,0
|
1,0
|
8. Содержание водорастворимых кислот и щелочей
|
Отсутствие
|
9. Массовая доля серы, %, не более, для мазута видов:
|
I
|
-
|
-
|
0,5
|
0,5
|
II
|
1,0
|
0,6
|
1,0
|
1,0
|
III
|
-
|
-
|
1,5
|
1,5
|
IV
|
2,0
|
-
|
2,0
|
2,0
|
V
|
-
|
-
|
2,5
|
2,5
|
VI
|
-
|
-
|
3,0
|
3,0
|
VII
|
-
|
-
|
3,5
|
3,5
|
10. Коксуемость, %, не более
|
6,0
|
6,0
|
-
|
-
|
11. Содержание сероводорода
|
Отсутствие
|
-
|
-
|
-
|
12. Температура вспышки, °С, не ниже:
|
в закрытом тигле
|
80
|
90
|
-
|
-
|
в открытом тигле
|
-
|
-
|
90
|
110
|
13. Температура застывания, °С, не выше
|
-5
|
-8
|
10; 25*
|
25; 42*
|
14. Теплота сгорания (низшая) в пересчете на сцхое топливо
(не браковочная), кДж/кг, не менее, для мазута видов:
|
I, II, III и IV
|
41454
|
41454
|
40740
|
40530
|
V, VI и VII
|
-
|
-
|
39900
|
39900
|
15. Плотность при 20 °С, кг/м3, не более
|
955
|
960
|
Не нормируется. Определение обязательно
|
-
|
* Для мазута из высокопарафинистых нефтей
|
|
Примечания.
В I и IV кварталах в мазутах марок 40 и100 допускается
температура вспышки в открытом тигле не ниже 65 °С, в закрытом тигле — не
ниже 50 °С с указанием значения показателя в договорах и контрактах. Такие
мазуты не предназначены для судовых энергетических установок.
Мазуты марок 40 и 100, изготовленные из высокопарафинистых
нефтей, не предназначены для судовых котельных установок.
Показатель 15 для мазута марок 40 и 100 определяется для
осуществления приемо-сдаточных операций. При поставке мазутов Ф5, Ф12, 40 и
100 на экспорт показатель 15 определяется по [7] и не является браковочным.
В мазуте марок 40 и 100, вырабатываемом из
газоконденсатного сырья, сероводород должен отсутствовать.
Показатель 3 для топочного мазута марки 100 является
небраковочным до 01.01.2003, а показатель 2 для топочного мазута марки 100
нормируется до 01.01.2003.
|
|
Печное топливо.
Печное бытовое топливо вырабатывается из дизельных фракций
прямой перегонки и вторичного происхождения — дистиллятов термического,
каталитического крекинга и коксоваёия. Характеристика топлива в соответствии с
ТУ 38. 101656–87 приведена в таблице. По фракционному составу печное бытовое
топливо может быть несколько тяжелее дизельного топлива по ГОСТ 305–82 (до 360
°С перегоняется до 90 % вместо 96 %, вязкость печного топлива до 8,0 мм2/с при
20 °С против 3,0–6,0 мм2/с дизельного). В нем не нормируются цетановое и йодное
числа, температура помутнения. При переработке сернистых нефтей массовая доля
серы в топливе — до 1,1 %. В период с 1 апреля по 1 сентября допускается
производство топлива с температурой застывания не выше — 5 °С.
Для улучшения низкотемпературных свойств печного топлива в промышленности
применяют депрессорные присадки, синтезированные на основе сополимера этилена с
винилацетатом.
Характеристики печного бытового топлива (ТУ 38.101656–87)(ГОСТ
10585–99)
|
Показатели
|
Значения
|
|
|
|
Фракционный состав:
|
|
|
|
10 % перегоняется при температуре, °С, не ниже
|
160
|
|
|
|
90 % перегоняется при температуре, °С, не выше
|
360
|
|
|
|
Кинематическая вязкость при 20 °С, мм2/с, не более
|
8,0
|
|
|
|
Температура застывания, °С, не выше
|
|
|
|
в период с 1 сентября по 1 апреля
|
-15
|
|
|
|
в период с 1 апреля по 1 сентября
|
-5
|
|
|
|
Температура вспышки в закрытом тигле, °С, не ниже
|
45
|
|
|
|
Массовая доля серы, %, не более:
|
|
|
|
в малосернистом топливе
|
0,5
|
|
|
|
в сернистом топливе
|
1,1
|
|
|
|
Испытание на медной пластинке
|
Выдерживает
|
|
|
|
Кислотность, мг КОН/100 см3 топлива, не более
|
5,0
|
|
|
|
Зольность, %, не более
|
0,02
|
|
|
|
Коксуемость 10 %-ного остатка, %, не более
|
0,35
|
|
|
|
Содержание воды
|
Следы
|
|
|
|
Цвет
|
От светло-коричневого до черного
|
|
|
|
Плотность при 20 °С, кг/м3
|
Не нормируется, определение обязательно
|
|
|
|
Примечания.
Содержание сероводорода, водорастворимых кислот и щелочей, механических
примесей — отсутствие.
|
|
|
|
.
Сайт сделал инженер-триболог Герасимов
Анатолий (Reactick) |