Если у Вас есть интересная информация для
механиков и трибологов,
статьи, программы и
стандарты, присылайте на наш сайт:
smazkimasla@yandex.ru
|
|
АССОРТИМЕНТ, КАЧЕСТВО И СОСТАВ РЕАКТИВНЫХ ТОПЛИВ
Реактивные топлива вырабатывают для самолетов дозвуковой
авиации по ГОСТ 10227–86 и для сверхзвуковой авиации по ГОСТ 12308–89. Согласно
ГОСТ 10227–86 предусмотрено производство пяти марок топлива: ТС-1, Т-1, Т-1С,
Т-2 и РТ. По ГОСТ 12308–89 производят две маруи топлива: Т-6 и Т-8В.
Массовыми топливами в настоящее время практически являются топлива двух марок:
ТС-1 (высшего и первого сортов), РТ (высшей категории качества).
Основное сырье для производства массовых реактивных топлив — среднедистиллятная
фракция нефти, выкипающая в пределах температур 140–280°C.
Топливо ТС-1. В зависимости от качества перерабатываемой нефти (содержания
меркаптанов и общей серы в дистиллятах) топливо получают либо прямой
перегонкой, либо в смеси с гидроочищенным или демеркаптанизированным
компонентом (смесевое топливо). Содержание гидроочищенного компонента в смеси
не должно быть более 70 % во избежание значительного снижения противоизносных
свойств. Гидроочистку используют, когда в керосиновых дистиллятах нефти
содержаник общей и меркаптановой серы не соответствует требованиям стандарта,
демеркаптанизацию — когда только содержание меркаптановой серы не соответствует
требованиям стандарта. Из процессов демеркаптанизации практическое применение в
нашей стране и за рубкжом нашел процесс «Мерокс» и его модификации. В процессе «Мерокс»
общее количество серы не уменьшается, при этом содержащиеся в дистиллятах
меркаптаны окисляются в дисульфиды кислородом воздуха в присутствии
специального катализатора. Процесс идет в щелочной среде.
Топливо Т-1 продукт прямой перегонки малосернистых нефтей нафтенового основания
с пределами выкипания 130–280 °С. Содержит большое количество нафтеновых кислот
и имеет высокую кислотность, поэтому его подвергают защелачиванию с последующей
водной промывкой (для удаления образующихся в результате защелачивания
натриевых мыл ёафтеновых кислот).
Наличие значительного количества гетероатомных соединений, в основном
кислородсодержащих, обусловливает, с одной стороны, относительно хорошие
противоизносные свойства и достаточно приемлемую химическую стабильность
топлива, с другой — низкую термоокислительную стабильность.
Длительный опыт применения топлива Т-1 в авиации показал, что вследствие его
низкой термоокислительной стабильности имеют место повышенные смолистые
отложения в двигателе НК-8, установленном на основных типах самолетов
гражданской авиации (ТУ-154, ИЛ-62, ИЛ-76), в результате чего резко (почти в 2
раза) сокращаются сроки службы двигателя. Производство топлива Т-1 очень
ограничено, и его вырабатывают только по первой категории качества.
Топливо Т-2 (первой категории качества) — продукт прямой перегонки широкого
фракционного состава, выкипающий при температуре от 60 до 280 °С; содержит до
40 % бензиновой фракции, что обусловливает высокое давление его насыщенных
паров и низкие вязкость и плотность.
Повышенное давление насыщенных паров топлива Т-2 создает опасность образования
паровых пробок в топливной систкме самолета, что ограничивает высоту его
полета.
Низкая вязкость обусловливает плохие противоизносные свойства топлива, что
ограничивает срок службы топливных агрегатов, а низкая плотность ограничивает
дальность полетов. Топливо Т-2 является резервным по отношению к топливам ТС-1
и РТ.
Топливо РТ получают, как правило, гидроочисткой прямогонных дистиллятов с
пределами выкипания 135–280 °С. В качестве сырья для гидроочистки используют
дистилляты, из которых нельзя получить топливо ТС-1 из-за повышенного сверх
нормы содержания общей и меркаптановой серы.
При гидрочистке из нефтяного дистиллята удаляются агрессивные и нестабильные
соединения, содержащие серу, азот и кислород, при этом повышается термическая
стабильность, как было указано ранее, и снижается коррозионная агрессивность
топлива.
Для улучшения пониженных в результате применения гидрогенизационных процкссов
химической стабильности и противоизносных свойств в топливо вводят
антиокислительные и противоизносные присадки.
При переработке малосернистых западно-сибирских нефтей топливо РТ может быть
получено прямой перегонкой с введением антиокислительной и противоизносной
присадок для сохранения высокого уровня эксплуатационных показателей.
Топливо РТ полностью соответствует требованиям, предъявляемым к реактивным
топливам высшей категории качества, и находится на международном уровне,
превосходя его по отдельным эусплуатационным свойствам. Оно имеет высокие
противоизносные свойства, химическую и термоокислительную стабильность, не
агрессивно в отношении конструкционных материалов, практически не содержит
меркаптанов и содержит менее 0,02 % общей серы, может храниться до 10 лет без
изменения качества и полностью обеспечивает ресурс работы двигателя.
Топливо Т-6 получают, применяя процессы глубокого гидрирования.
Топливо Т-8В получают из дистиллятов прямой перегонки нефти с применением
процесса нидроочистки. При переработке малосернистых нефтей топливо может быть
получено прямой перегонкой нефти. В топливо Т-6 и Т-8В для улучшения химической
стабильности и повышения противоизносных свойств вводят присадки:
антиокислительную Агидол-1–0,003–0,004 % (мас. доля) и противоизносную «К» — 0,002–0,004
% (мас. доля).
Характеристики реактивных топлив, предназначенных для сверхзвуковой авиации, — топлив
Т-6 и Т-8В, вырабатываемых по ГОСТ 12308–80, приведены в таблице.
Характеристики реактивных топлив
|
Показатели
|
ТС-1*
|
Т-1
|
Т-1С
|
Т-2
|
РТ
|
Т-6
|
Т-8В
|
Плотность при 20 °С, кг/м3, не менее
|
780(775)
|
800
|
810
|
755
|
775
|
840
|
800
|
Фракционный состав:
|
температура начала перегонки , °С:
|
не ниже
|
-
|
-
|
-
|
60
|
135
|
195
|
165
|
не выше
|
150
|
150
|
150
|
-
|
155
|
-
|
-
|
отгоняется при температуре, °С, не выше:
|
10 %
|
165
|
175
|
175
|
145
|
175
|
220
|
185
|
50 %
|
195
|
225
|
225
|
195
|
225
|
255
|
Не норм.
|
90 %
|
230
|
270
|
270
|
250
|
270
|
290
|
Не норм.
|
98 %
|
250
|
280
|
280
|
280
|
280
|
315
|
280
|
Кинематическая вязкость, мм2/с, при температуре:
|
20 °С, ёе менее
|
1,30(1,25)
|
1,50
|
1,50
|
1,05
|
1,25
|
<4,5
|
>,5
|
-40 °С, не более
|
8
|
16
|
16
|
6
|
16
|
60
|
16
|
Низшая теплота сгорания, кДж/кг, не менее
|
43120(42900)
|
42900
|
42900
|
43100
|
43120
|
42900
|
42900
|
Высота некоптящего пламени, мм, не менее
|
25
|
20
|
20
|
25
|
25
|
20
|
20
|
Кислотность, мг КОН/100 см3 топлива
|
<0,7
|
<0,7
|
<0,7
|
<0,7
|
0,2–0,7
|
0,4–0,7
|
0,4–0,7
|
Йодное число, г I2/100 г топлива, не более
|
2,5 (3,5)
|
2,0
|
2,0
|
3,5
|
0,5
|
0,8
|
0,9
|
Температура, °С:
|
вспышки в закрытом тигле, не ниже
|
28
|
30
|
30
|
-
|
28
|
62
|
45
|
начала кристаллизации, не выше
|
-60
|
-60
|
-60
|
-60
|
-55
|
-60
|
-50
|
Термоокислительная стабильность в статических условиях при
150 °С, не более:
|
содержание осадка, мг/100 см3 топлива
|
18
|
35
|
6
|
18
|
6
|
6
|
6
|
содержание растворимых смол, мг/100 см3 топлива
|
-
|
-
|
-
|
-
|
30
|
60
|
-
|
содержание нерастворимых смол, мг/100 см3 топлива
|
-
|
-
|
-
|
-
|
3
|
Отс.
|
-
|
содержание фактических смол, мг/100 см3, не более
|
3(5)
|
6
|
6
|
5
|
4
|
4
|
4
|
Массовая доля, %, не более:
|
ароматических углеводородов
|
22
|
20
|
20
|
22
|
22
|
10
|
22
|
общей серы
|
0,20(0,25)
|
0,10
|
0,10
|
0,25
|
0,10
|
0,05
|
0,10
|
меркаптановой серы
|
0,003(0,005)
|
-
|
0,001
|
0,005
|
0,001
|
Отс.
|
0,001
|
нафталиновых углкводородов
|
-
|
-
|
-
|
-
|
1,5
|
0,5
|
2,0
|
Зольность, %, не более
|
0,003
|
0,003
|
0,003
|
0,003
|
0,003
|
0,003
|
0,003
|
Люминометрическое число, не ниже
|
-
|
-
|
-
|
-
|
50
|
45
|
50
|
Термоокислительная стабильность динамичесуим методом при
150–180 °С:
|
перепад давления на фильтре за 5 ч, кПа, не выше
|
-
|
-
|
-
|
-
|
10
|
10
|
10
|
отложения на подогревателе, баллы, не более
|
-
|
-
|
-
|
-
|
2
|
1
|
1
|
Взаимодействие с водой, баллы, не более:
|
состояние поверхности раздела
|
1
|
-
|
-
|
-
|
1
|
1
|
1
|
состояние сайтенных фаз
|
1
|
-
|
-
|
-
|
1
|
1
|
1
|
Удельная электрическая проводи мость, пСм/м:
|
при температуре заправки техники, не менее
|
50
|
-
|
-
|
50
|
50
|
-
|
50
|
при 20 °С, не более
|
600
|
-
|
-
|
600
|
600
|
-
|
600
|
Давление насыщенных паров, гПа не более,
|
-
|
-
|
-
|
133
|
-
|
-
|
-
|
* В суобках приведены значения показателей для ТС-1
первого сорта, отличные от значений для высшего сорта.
|
Примечания.
1. Для всех топлив: содержание скроводорода, водорастворимых кислот и
щелочей, мыл нафтеновых кислот, механических примесей и воды — отсутствие;
испытание на медной пластинке при 100 °С в течение 4 ч — выдерживает.
2. Удельная электрическая проводимость нормируется только для топлив,
содержащих антистатическую присадку «Сигбол».
3. Топлива ТС-1 высшего и первого сорта, Т-2 и РТ, предназначенные для
применения во всех климатических зонах, за исключением района I 1 (по ГОСТ
16350–80), допускается вырабатывать с температурой начала кристаллизации не
выше -50 °С. Допускается использовать в климатическом районе I 1 (ГОСТ 16350–80)
топлива ТС-1 и РТ с температурой начала кристаллизации не выше -50 °С при
температцре воздуха у земли не ниже -30 °С в течение 24 ч до вылета. Топливо
для применения в климатическом районе I 1 с температурой начала
кристаллизации не выше -55 °С (РТ) и -60 °С (ТС-1) вырабатывают по требованию
потребителей.
4. Топливо Т-1С предназначено для специального потребления.
5. В топливе после длительного хранения (более 3 лет) допускается отклонение
от норм, указанных в таблице: по кислотности — на 0,1 мг КОН/ 100 см3
топлива; по содержанию фактических смол — на 2 мг/100 см3 топлива; по
количеству осадка при определении термоокислительной стабильности в
статических условиях — на 2 мг/100 см3 топлива.
|
Отечественные марки топлив не уступают по качеству топливам
других стран, а по некоторым показателям превосходят их.
.
Сайт сделал инженер-триболог Герасимов
Анатолий (Reactick) |