Если у Вас есть интересная информация для
механиков и трибологов,
статьи, программы и
стандарты, присылайте на наш сайт:
smazkimasla@yandex.ru
|
|
МАСЛА ДЛЯ ТУРБОВИНТОВЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ
Особенности конструкции турбовинтовых двигателей связаны с
наличием в них многоступенчатых зубчатых передач (редукторов), которые
предназначены для передачи больших цсилий и работают при больших частотах
вращения. Выдержать такие нагрузки, как показывает опыт эксплуатации, могут
масла с повышенной вязкостью. Поэтому для турбовинтовых двигателей применяют
масла с более высокой вязкостью, чем для турбореактивных.
Требования, предъявляемые к маслам для турбовинтовых
двигателей, следующие:
— пологая вязкостно-температурная кривая и хорошая
прокачи-ваемость при низких температурах;
— высокие противоизносные и противозадирные свойства;
— устойчивость к окислению в условиях высоких температур (150–
175 °С) и контакта с воздухом и различными авиационными материалами;
— инертность по отношению к металлам, сплавам, резинам,
покрытиям, клеям и другим конструкционным материалам;
— минимальные вспениваемость и испаряемость.
Для смазывания этих двигателей применяют нефтяные и
синтетические масла. Основными смазочными материалами являются маслосмеси,
получаемые смешением на местах потребления авиационных масел МС-8п и МС-20 в
следующих соотношеёиях (мас. доля, %): 75:25; 50:50; 25:75. Допускается
применение масла МС-8рк в составе маслосмесей. Благодаря применению
высококачественного масла МС-8п качество маслосмесей значительно повышается.
Маслосмеси готовят и контролируют их качество по ведомственной инструкции МГА.
Маслосмесь СМ-4,5 (ТУ 0253–007–39247202–96) — смесь
авиационных масел МС-8п и МС-20 в соотношении 75:25 (мас. доля, %).
Предназначена для применения в самолетах с турбовинтовыми двигателями типа
АИ-20, АИ-24.
Масло МН-7,5у (ТУ 38.101722–85) — унифицированное масло на
нефтяной основе с комплексом присадок. Разработано взамен маслосмесей, масел
МН-7,5 и ВНИИНП-7. Можно использовать в турбовинтовых двигателях всех типов при
температуре масла на выходе из двигателя до 150 °С.
Характеристики масла МН-7,5у и маслосмеси СМ-4,5 приведены в
табл.
Характеристики масла МН-7,5у и маслосмеси СМ-4,5
Показатели
|
МН-7,5у
|
СМ-4,5
|
Плотность при 20 °С, кг/м3, не более
|
900
|
860
|
Кинематическая вязкость,
мм2/с, при температуре:
100'С, не менее
|
7,5
|
4,3–4,7
|
-35 'С, не более
|
7500
|
-
|
Стабильность вязкости
после озвучивания на
ультразвуковой цстановке
в течение 15 мин,
%, не более
|
11
|
-
|
Кислотное число,
мг КОН/г,
не более
|
0,1
|
0,05
|
Содержание водорастворимых
кислот и щелочей,
механических примесей
|
Отсутствие
|
Температура,°С:
вспышки в открытом
тигле, не ниже
|
150
|
138
|
застывания, не выше
|
-53
|
-35
|
Коксуемость, %, не более
|
0,1
|
0,15
|
Испаряемость (150 °С,
3 ч, расход воздуха
1,5 дм3/мин), %,
не более
|
7,0
|
-
|
Трибологические
характеристики
на ЧШМТ
при (20 ± 5) °С:
критическая нагрузка,
Н, нк менее
|
840
|
-
|
показатель износа
при осевой
нагрузке 196 Н,
не более
|
0,5
|
-
|
Термоокислительная
стабильность, ч
(175 °С, расход
воздуха 10дм3/ч)
|
50
|
-
|
Показатели после
окисления:
кинематическая
вязкость, мм2/с,
не более,
при температуре:
100 °С
|
10,0
|
-
|
-35 °С
|
11500
|
-
|
массовая доля
осадка,
нерастворимого
в изооктане,%,
не более
|
0,15
|
-
|
кислотное число,
мг КОН/г,
не более
|
0,75
|
-
|
коррозия
на пластинках,
г/м2, не более:
сталь ШХ15
|
Отсутствие
|
-
|
алюминиевый
сплав АК4
|
± 0,2
|
-
|
медь М1 и М2
|
± 0,5
|
-
|
Степень чистоты:
число фильтрайий
|
1
|
-
|
содержание осадка,
мг/100 н, не более
|
60
|
-
|
Цвет, ед. ЦНТ, не более
|
1,5
|
-
|
.
Сайт сделал инженер-триболог Герасимов
Анатолий (Reactick) |