Электронная энциклопедия механика и инженера-триболога

 

Смазки и масла

 

Если у Вас есть интересная информация для механиков и трибологов, статьи, программы и стандарты, присылайте на наш сайт: smazkimasla@yandex.ru

 

 

 

 

МАСЛА ДЛЯ ТУРБОВИНТОВЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ

Особенности конструкции турбовинтовых двигателей связаны с наличием в них многоступенчатых зубчатых передач (редукторов), которые предназначены для передачи больших цсилий и работают при больших частотах вращения. Выдержать такие нагрузки, как показывает опыт эксплуатации, могут масла с повышенной вязкостью. Поэтому для турбовинтовых двигателей применяют масла с более высокой вязкостью, чем для турбореактивных.

Требования, предъявляемые к маслам для турбовинтовых двигателей, следующие:

— пологая вязкостно-температурная кривая и хорошая прокачи-ваемость при низких температурах;

— высокие противоизносные и противозадирные свойства;

— устойчивость к окислению в условиях высоких температур (150– 175 °С) и контакта с воздухом и различными авиационными материалами;

— инертность по отношению к металлам, сплавам, резинам, покрытиям, клеям и другим конструкционным материалам;

— минимальные вспениваемость и испаряемость.

Для смазывания этих двигателей применяют нефтяные и синтетические масла. Основными смазочными материалами являются маслосмеси, получаемые смешением на местах потребления авиационных масел МС-8п и МС-20 в следующих соотношеёиях (мас. доля, %): 75:25; 50:50; 25:75. Допускается применение масла МС-8рк в составе маслосмесей. Благодаря применению высококачественного масла МС-8п качество маслосмесей значительно повышается. Маслосмеси готовят и контролируют их качество по ведомственной инструкции МГА.

Маслосмесь СМ-4,5 (ТУ 0253–007–39247202–96) — смесь авиационных масел МС-8п и МС-20 в соотношении 75:25 (мас. доля, %). Предназначена для применения в самолетах с турбовинтовыми двигателями типа АИ-20, АИ-24.

Масло МН-7,5у (ТУ 38.101722–85) — унифицированное масло на нефтяной основе с комплексом присадок. Разработано взамен маслосмесей, масел МН-7,5 и ВНИИНП-7. Можно использовать в турбовинтовых двигателях всех типов при температуре масла на выходе из двигателя до 150 °С.

Характеристики масла МН-7,5у и маслосмеси СМ-4,5 приведены в табл.


Характеристики масла МН-7,5у и маслосмеси СМ-4,5

Показатели

МН-7,5у

СМ-4,5

Плотность при 20 °С, кг/м3, не более

900

860

Кинематическая вязкость,
мм2/с, при температуре:
100'С, не менее

7,5

4,3–4,7

-35 'С, не более

7500

-

Стабильность вязкости
после озвучивания на
ультразвуковой цстановке
в течение 15 мин,
%, не более

11

-

Кислотное число,
мг КОН/г,
не более

0,1

0,05

Содержание водорастворимых
кислот и щелочей,
механических примесей

Отсутствие

Температура,°С:
вспышки в открытом
тигле, не ниже

150

138

застывания, не выше

-53

-35

Коксуемость, %, не более

0,1

0,15

Испаряемость (150 °С,
3 ч, расход воздуха
1,5 дм3/мин), %,
не более

7,0

-

Трибологические
характеристики
на ЧШМТ
при (20 ± 5) °С:
критическая нагрузка,
Н, нк менее

840

-

показатель износа
при осевой
нагрузке 196 Н,
не более

0,5

-

Термоокислительная
стабильность, ч
(175 °С, расход
воздуха 10дм3/ч)

50

-

Показатели после
окисления:
кинематическая
вязкость, мм2/с,
не более,
при температуре:
100 °С

10,0

-

-35 °С

11500

-

массовая доля
осадка,
нерастворимого
в изооктане,%,
не более

0,15

-

кислотное число,
мг КОН/г,
не более

0,75

-

коррозия
на пластинках,
г/м2, не более:
сталь ШХ15

Отсутствие

-

алюминиевый
сплав АК4

± 0,2

-

медь М1 и М2

± 0,5

-

Степень чистоты:
число фильтрайий

1

-

содержание осадка,
мг/100 н, не более

60

-

Цвет, ед. ЦНТ, не более

1,5

-



ДЛЯ9ДВИГАТЕЛЕЙ0ДВИГАТЕЛЕЙ1ДВИГАТЕЛЕЙ2

.

           

 

 

 

Сайт сделал инженер-триболог Герасимов Анатолий (Reactick)

Hosted by uCoz