Электронная энциклопедия механика и инженера-триболога

 

Смазки и масла

 

Если у Вас есть интересная информация для механиков и трибологов, статьи, программы и стандарты, присылайте на наш сайт: smazkimasla@yandex.ru

 

 

 

 

СИНТЕТИЧЕСКИЕ МАСЛА

Масло ИПМ-10 (ТУ 38.101299–90) — синтетическое углеводородное с комплексом высокоэффективных присадок. Работоспособно в интервале температур от -50 до +200 °С. Применяют в теплонапряженных газотурбинных двигателях военной и гражданской авиации с температурой масла на выходе из двигателя до 200 °С, а также в авиационных турбохолодильниках в качестве унифицированного сорта масла и в других агрегатах, в частности, в газоперекачивающих агрегатах с приводом от авиационного двигателя. Можно использовать для недлительной коёсервации.

Масло ВНИИНП-50–1–4ф (ГОСТ 13076–86) — синтетическое диэфирное с присадками, повышающими противоизносные свойства и термоокислительную стабильность. Применяют в двигателях с температурой масла на выходе до 175 °С и в турбохолодильниках.

Масло ВНИИНП-50–1–4у (ТУ 38.401–58–12–91) — синтетическое диэфирное, содержащее эффективную композицию антиокислительных присадок, позволяющих использовать масло при температуре от -60 до 200 °С с перегревом до 225 °С. Допущено к применению во всех авиационных ГТД. Может заменить масло ВНИИНП-50–1–4ф. Совместимо с маслом ВНИИНП-50–1–4ф во всех соотношениях, не требуется замена резин и конструкционных материалов. Используют как одно из основных в военной технике (к примеру, МиГ-29). Рекомендуется для перспективной техники.

Характеристики синтетических масел для газотурбинных двигателей

Показа-
тели

ИПМ-10

ВНИИНП-50–1–4ф

ВНИИНП-50–1–4у

ПТС-225

Внешний вид

Прозрачная желтая жидкость

-

Светлая прозрачная жидкость

Однородная прозрачная жидкость от желтого до коричневого цвета с флюорес-
ценцией

Кинематическая
вязкость, мм2/с,
при температуре:
100 °С, не менее

3,0

3,2

3,2

1,25(200°С)

-30 °С, не более

-

-

-

-

-40 °С, не более

2000

2000

2700

6500

-54 °С, не более

-

11000

8500(50°С)

-

Температура,°С:
вспышки в открытом
тигле, не ниже

190

204

204

235

застывания, не выше

-50

-60

-60

-60

Кислотное число,
мг КОН/г,
не более

<=0,05

<=0,20

<=0,25

<=0,20

Содержание:
водорастворимых
кислот, щелочей,
воды, механических
примксей

Отсутствие

воды

Отсутствие

Термоокислительная
стабильность, ч
(ткмпература, °С)

50(200), (воздух 3 дм3/ч)

50(175), (воздух 10 дм3/ч)

50(200), (воздух 10 дм3/ч)

50(225), (воздух 10 дм3/ч)

Показатели после
окисления:
кинематическая
вязкость, мм2/с,
не более,
при температуре:
100 °С

4,5

-

3,7

6,9

-40 °С

5000

3500

-

30000

изменение вязкости
при 100 °С,
не более

-

7,0

-

-

кислотное число,
мг КОН/г,
не более

<=8,0

<=0,4

<=4,5

<=3,08

массовая доля
осадка,
нерастворимого
в изооктане,%,
не более

0,35

0,30

0,15

0,15

коррозия
на пластинках,
г/м2, не более:
сталь ШХ15

Отсутствие

± 1,0

Не норми-
руется

медь М1 и М2

± 0,2

± 1,5

± 4,0

Не норми-
руется

алюминиевый
сплав АК4

Отсутствие

± 2,0

± 1,0

Не норми-
руется

Коксуемость, %, не более

-

-

-

-

Плотность при
20 °С, кг/м3,
не более

>=820

<=926

<=928

1000

Трибологические
характеристики
на ЧШМТ
при (20 ± 5) °С:
критическая нагрузка,
Н, не менее

710

840

735

900

показатель износа
при осквой
нагрузке 196 Н,
не более

0,35

0,4

0,45

0,50


Масло Б-ЗВ (ТУ 38.101295–85) — синтетическое на основе сложных эфиров пкнтаэритрита и жирных кислот с комплексом присадок. Применяют в газотурбинных двигателях, редцкторах вертолетов и другой технике с температурой масла на выходе из двигателя до 200 °С. Обладает высокими смазывающими свойствами. Недостаток: выпадение в осадок противозадирной присадки при низкой температуре эксплуатации в результате окисления с последующим растворением осадка в масле при 70–90 °С.

Масло 36/1-КУА (ТУ 38.101384–78) — синтетическое на основе сложных эфиров с комплексом присадок; обладает высокими противозадирными свойствами. Используют в газотурбинных двигателях с температурой масла на выходе из двигателя 200 °С. В настоящее время не вырабатывается.

Масло ЛЗ-240 (ТУ 301–04–010–92) — синтетическое на основе сложных эфиров пентаэритрита и жирных кислот с комплексом присадок. Рекомендуется для использования в тех же двигателях, в которых применяется масло Б-ЗВ.

Масло ПТС-225 (ТУ 38.401–58–1–90) — синтетическое высоко-стабильное на основе сложных эфиров пеётаэритрита и синтетических жирных кислот С5-С9. Работоспособно в интервале температур от -60 до +225 °С. Рекомендовано к применению в теплонапряженной авиационной технике, а также в качестве унифицированного масла для отработки новых теплонапряженных авиационных газотурбинных двигателей (ТРД, ТВД, ТВВД, турбовальных двигателей и редукторов вертолетов). Масло обладает улучшенными вязкостно-температурными свойствами и высокой термоокислиткльной стабильностью. Рекомендуется для перспективной авиатехники, а также взамен товарных нефтяных и синтетических авиамасел. По своим физико-химическим и эксплуатационным свойствам наиболее (по сравнению с другими маслами) соответствует американсуой спецификации MIL-L-23699F.

Масло ВТ-301 (ТУ 38.101657–85) — синтетическое на основе кремнийорганической жидкости с присадкой. Характеризуется максимальной (по сравнению с другими маслами) термоокислительной стабильностью, низкой летучестью, хорошими низкотемпературными свойствами. Можно использовать в газотурбинных двигателях с температурой масла на выходе из двигателя до 250–280 °С.


Характеристики синтетических масел для газотурбинных двигателей

Показа-
тели

Б-ЗВ

36/1-КУА

ЛЗ-240

ВТ-301*

Внешний вид

Прозрачная жидкость от светло-желтого до коричневого цвета

Однородная прозрачная жидкость без посторонних частиц и волокон

Прозрачная жидкость от светло-коричневого до красно-коричневого цвета

Однородная подвижная прозрачная жидкость от темно-желтого до темно-коричневого цвета

Кинематическая
вязкость, мм2/с,
при температуре:
100 °С, не менее

5,0

3,5

4,8

8,5

-30 °С, не более

3500

-

-

-

-40 °С, не более

12500

3600

12500

800

-54 °С, не более

-

-

-

2500

Температура,°С:
вспышки в открытом
тигле, не ниже

235

195

235

260

застывания, не выше

-60

-60

-58

-60

Кислотное число,
мг КОН/г,
не более

4,4–5,5

3,2–4,0

<=0,5

<=0,20

Содержание:
водорастворимых
кислот, щелочей,
воды, механических
примесей

Отсутствие

воды

Следы

Отсутствие

Термоокислительная
стабильность, ч
(температура, °С)

10(200)

10(200)

50(200)

50(250)

Показатели после
окисления:
кинематическая
вязкость, мм2/с,
не более,
при температцре:
100 °С

6,0

5,5

6,0

10,0

-40 °С

20000

9000

20000

-

изменение вязкости
при 100 °С,
не более

-

-

-

-

кислотное число,
мг КОН/г,
не более

0,7–2,0

<=4,0

<=1,5

<=0,3

массовая доля
осадка,
нерастворимого
в изооктане,%,
не более

0,11

0,35

0,10

0,12

коррозия
на пластинках,
г/м2, не более:
сталь ШХ15

Отсутствие

± 2,0

медь М1 и М2

-

-

Отсутствик

± 2,0

алюминиевый
сплав АК4

Отсутствие

± 2,0

Коксуемость, %, не более

0,45

0,40

0,45

-

Плотность при
20 °С, кг/м3,
не более

990–997

980–997

980–1020

1090–1110

Трибологические
характеристики
на ЧШМТ
при (20 ± 5) °С:
критическая нагрузка,
Н, не менее

890

874

872

-

показатель износа
при осевой
нагрузке 196 Н,
не более

-

0,60

0,50

-

 * Массовая доля железа — 0,017–0,025%.

СИНТЕТИЧЕСКИЕ6СИНТЕТИЧЕСКИЕ7СИНТЕТИЧЕСКИЕ8

.

           

 

 

 

Сайт сделал инженер-триболог Герасимов Анатолий (Reactick)

Hosted by uCoz