Если у Вас есть интересная информация для
механиков и трибологов,
статьи, программы и
стандарты, присылайте на наш сайт:
smazkimasla@yandex.ru
|
|
СИНТЕТИЧЕСКИЕ МАСЛА
Масло ИПМ-10 (ТУ 38.101299–90) — синтетическое
углеводородное с комплексом высокоэффективных присадок. Работоспособно в
интервале температур от -50 до +200 °С. Применяют в теплонапряженных
газотурбинных двигателях военной и гражданской авиации с температурой масла на
выходе из двигателя до 200 °С, а также в авиационных турбохолодильниках в
качестве унифицированного сорта масла и в других агрегатах, в частности, в
газоперекачивающих агрегатах с приводом от авиационного двигателя. Можно
использовать для недлительной коёсервации.
Масло ВНИИНП-50–1–4ф (ГОСТ 13076–86) — синтетическое
диэфирное с присадками, повышающими противоизносные свойства и
термоокислительную стабильность. Применяют в двигателях с температурой масла на
выходе до 175 °С и в турбохолодильниках.
Масло ВНИИНП-50–1–4у (ТУ 38.401–58–12–91) — синтетическое
диэфирное, содержащее эффективную композицию антиокислительных присадок,
позволяющих использовать масло при температуре от -60 до 200 °С с перегревом до
225 °С. Допущено к применению во всех авиационных ГТД. Может заменить масло
ВНИИНП-50–1–4ф. Совместимо с маслом ВНИИНП-50–1–4ф во всех соотношениях, не
требуется замена резин и конструкционных материалов. Используют как одно из
основных в военной технике (к примеру, МиГ-29). Рекомендуется для перспективной
техники.
Характеристики синтетических масел для газотурбинных
двигателей
Показа-
тели
|
ИПМ-10
|
ВНИИНП-50–1–4ф
|
ВНИИНП-50–1–4у
|
ПТС-225
|
Внешний вид
|
Прозрачная желтая жидкость
|
-
|
Светлая прозрачная жидкость
|
Однородная прозрачная жидкость от желтого до коричневого
цвета с флюорес-
ценцией
|
Кинематическая
вязкость, мм2/с,
при температуре:
100 °С, не менее
|
3,0
|
3,2
|
3,2
|
1,25(200°С)
|
-30 °С, не более
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-40 °С, не более
|
2000
|
2000
|
2700
|
6500
|
-54 °С, не более
|
-
|
11000
|
8500(50°С)
|
-
|
Температура,°С:
вспышки в открытом
тигле, не ниже
|
190
|
204
|
204
|
235
|
застывания, не выше
|
-50
|
-60
|
-60
|
-60
|
Кислотное число,
мг КОН/г,
не более
|
<=0,05
|
<=0,20
|
<=0,25
|
<=0,20
|
Содержание:
водорастворимых
кислот, щелочей,
воды, механических
примксей
|
Отсутствие
|
воды
|
Отсутствие
|
Термоокислительная
стабильность, ч
(ткмпература, °С)
|
50(200), (воздух 3 дм3/ч)
|
50(175), (воздух 10 дм3/ч)
|
50(200), (воздух 10 дм3/ч)
|
50(225), (воздух 10 дм3/ч)
|
Показатели после
окисления:
кинематическая
вязкость, мм2/с,
не более,
при температуре:
100 °С
|
4,5
|
-
|
3,7
|
6,9
|
-40 °С
|
5000
|
3500
|
-
|
30000
|
изменение вязкости
при 100 °С,
не более
|
-
|
7,0
|
-
|
-
|
кислотное число,
мг КОН/г,
не более
|
<=8,0
|
<=0,4
|
<=4,5
|
<=3,08
|
массовая доля
осадка,
нерастворимого
в изооктане,%,
не более
|
0,35
|
0,30
|
0,15
|
0,15
|
коррозия
на пластинках,
г/м2, не более:
сталь ШХ15
|
Отсутствие
|
± 1,0
|
Не норми-
руется
|
медь М1 и М2
|
± 0,2
|
± 1,5
|
± 4,0
|
Не норми-
руется
|
алюминиевый
сплав АК4
|
Отсутствие
|
± 2,0
|
± 1,0
|
Не норми-
руется
|
Коксуемость, %, не более
|
-
|
-
|
-
|
-
|
Плотность при
20 °С, кг/м3,
не более
|
>=820
|
<=926
|
<=928
|
1000
|
Трибологические
характеристики
на ЧШМТ
при (20 ± 5) °С:
критическая нагрузка,
Н, не менее
|
710
|
840
|
735
|
900
|
показатель износа
при осквой
нагрузке 196 Н,
не более
|
0,35
|
0,4
|
0,45
|
0,50
|
Масло Б-ЗВ (ТУ 38.101295–85) — синтетическое на основе
сложных эфиров пкнтаэритрита и жирных кислот с комплексом присадок. Применяют в
газотурбинных двигателях, редцкторах вертолетов и другой технике с температурой
масла на выходе из двигателя до 200 °С. Обладает высокими смазывающими
свойствами. Недостаток: выпадение в осадок противозадирной присадки при низкой
температуре эксплуатации в результате окисления с последующим растворением
осадка в масле при 70–90 °С.
Масло 36/1-КУА (ТУ 38.101384–78) — синтетическое на основе
сложных эфиров с комплексом присадок; обладает высокими противозадирными
свойствами. Используют в газотурбинных двигателях с температурой масла на
выходе из двигателя 200 °С. В настоящее время не вырабатывается.
Масло ЛЗ-240 (ТУ 301–04–010–92) — синтетическое на основе
сложных эфиров пентаэритрита и жирных кислот с комплексом присадок.
Рекомендуется для использования в тех же двигателях, в которых применяется
масло Б-ЗВ.
Масло ПТС-225 (ТУ 38.401–58–1–90) — синтетическое
высоко-стабильное на основе сложных эфиров пеётаэритрита и синтетических жирных
кислот С5-С9. Работоспособно в интервале температур от -60 до +225 °С.
Рекомендовано к применению в теплонапряженной авиационной технике, а также в
качестве унифицированного масла для отработки новых теплонапряженных
авиационных газотурбинных двигателей (ТРД, ТВД, ТВВД, турбовальных двигателей и
редукторов вертолетов). Масло обладает улучшенными вязкостно-температурными
свойствами и высокой термоокислиткльной стабильностью. Рекомендуется для
перспективной авиатехники, а также взамен товарных нефтяных и синтетических
авиамасел. По своим физико-химическим и эксплуатационным свойствам наиболее (по
сравнению с другими маслами) соответствует американсуой спецификации MIL-L-23699F.
Масло ВТ-301 (ТУ 38.101657–85) — синтетическое на основе
кремнийорганической жидкости с присадкой. Характеризуется максимальной (по
сравнению с другими маслами) термоокислительной стабильностью, низкой
летучестью, хорошими низкотемпературными свойствами. Можно использовать в
газотурбинных двигателях с температурой масла на выходе из двигателя до 250–280
°С.
Характеристики синтетических масел для газотурбинных
двигателей
Показа-
тели
|
Б-ЗВ
|
36/1-КУА
|
ЛЗ-240
|
ВТ-301*
|
Внешний вид
|
Прозрачная жидкость от светло-желтого до коричневого цвета
|
Однородная прозрачная жидкость без посторонних частиц и
волокон
|
Прозрачная жидкость от светло-коричневого до
красно-коричневого цвета
|
Однородная подвижная прозрачная жидкость от темно-желтого
до темно-коричневого цвета
|
Кинематическая
вязкость, мм2/с,
при температуре:
100 °С, не менее
|
5,0
|
3,5
|
4,8
|
8,5
|
-30 °С, не более
|
3500
|
-
|
-
|
-
|
-40 °С, не более
|
12500
|
3600
|
12500
|
800
|
-54 °С, не более
|
-
|
-
|
-
|
2500
|
Температура,°С:
вспышки в открытом
тигле, не ниже
|
235
|
195
|
235
|
260
|
застывания, не выше
|
-60
|
-60
|
-58
|
-60
|
Кислотное число,
мг КОН/г,
не более
|
4,4–5,5
|
3,2–4,0
|
<=0,5
|
<=0,20
|
Содержание:
водорастворимых
кислот, щелочей,
воды, механических
примесей
|
Отсутствие
|
воды
|
Следы
|
Отсутствие
|
Термоокислительная
стабильность, ч
(температура, °С)
|
10(200)
|
10(200)
|
50(200)
|
50(250)
|
Показатели после
окисления:
кинематическая
вязкость, мм2/с,
не более,
при температцре:
100 °С
|
6,0
|
5,5
|
6,0
|
10,0
|
-40 °С
|
20000
|
9000
|
20000
|
-
|
изменение вязкости
при 100 °С,
не более
|
-
|
-
|
-
|
-
|
кислотное число,
мг КОН/г,
не более
|
0,7–2,0
|
<=4,0
|
<=1,5
|
<=0,3
|
массовая доля
осадка,
нерастворимого
в изооктане,%,
не более
|
0,11
|
0,35
|
0,10
|
0,12
|
коррозия
на пластинках,
г/м2, не более:
сталь ШХ15
|
Отсутствие
|
± 2,0
|
медь М1 и М2
|
-
|
-
|
Отсутствик
|
± 2,0
|
алюминиевый
сплав АК4
|
Отсутствие
|
± 2,0
|
Коксуемость, %, не более
|
0,45
|
0,40
|
0,45
|
-
|
Плотность при
20 °С, кг/м3,
не более
|
990–997
|
980–997
|
980–1020
|
1090–1110
|
Трибологические
характеристики
на ЧШМТ
при (20 ± 5) °С:
критическая нагрузка,
Н, не менее
|
890
|
874
|
872
|
-
|
показатель износа
при осевой
нагрузке 196 Н,
не более
|
-
|
0,60
|
0,50
|
-
|
* Массовая доля железа — 0,017–0,025%.
.
Сайт сделал инженер-триболог Герасимов
Анатолий (Reactick) |