Электронная энциклопедия механика и инженера-триболога

 

Смазки и масла

 

Если у Вас есть интересная информация для механиков и трибологов, статьи, программы и стандарты, присылайте на наш сайт: smazkimasla@yandex.ru

 

 

 

 

МАСЛА ДЛЯ ДИЗЕЛЕЙ

Характеристики масел групп А и Б2

Показа-
тели

МС-20П

М-14Б

МТЗ-10П

М-16ПЦ

МТ-16П

Вязкость
кинема —
тическая,
мм2/°C
при темпе —
ратуре:
100°C

20

14+/-0,5

9,5–10,5

15,5–16,5

15,5–16,5

40°C

-

-

50

-

-

-30°C

-

-

50

-

-

Индекс
вязкости,
не менее

80

85

125

85

85

Коксу —
емость
масла
без
присадки,
%,
не более

0,3

0,4

-

-

-

Кислотное
число,
масла
без
присадки,
мг КОН/г,
не более

0,05

0,05

-

-

-

Щелочное
число,
мг КОН/г,
не менее

0,9

-

3,5

0,9

4,0

Зольность
масла,%
(маc. доля):
без
присадки,
не более

0,008

0,005

-

-

-

с присадкой

0,24

1,0

<=1,15*

0,25–0,55

0,6–1,0

Массовая
доля
механи —
ческих
примесей,
%,
не более:
без присадки

Отсут —
ствие

-

-

-

-

с присадкой

0,01

0,015

0,025

0,015

0.015

Темпе —
ратура,°С:
вспышки
в открытом
тигле,
не ниже

225
(закр.
тигель)

200

165

230

210

засты —
вания,
не выше

-18

-15

-43

-25

-25

Коррози —
онность на
пластинках
из свинца,
г/м2,
не более

10,0

8,0

5,0

6,0

5,0**

Плотность
при 20°С,
кг/м3,
не более

900

910

900

905

905

Цвет,
с раз —
бавле —
нием
15:85
ед. ЦНТ,
не более:

-

7,0

4,0

7,0

7,0

Массовая
доля
активных
элементов,
%,
не менее:
кальция

0,08***

-

0,2

-

-

бария

0,14

-

-

-

-

Моющие
свойства
по ПЗВ,
баллы,
не более

-

-

-

1,0

1,0

Степень
чистоты,
мг/100г
масла,
не более

-

-

-

400

600

Трибологи —
ческие
харак —
терис —
тики при
темпе —
ратуре
(20+/-5)°С:
показатель
износа при
постоянной
нагрузке
196 Н, мм,
не более

-

-

-

0,45

0,45

массовая
доля серы
в масле без
присадки, %
не более

1,1

-

-

-

-

 * Зольность сульфатная по ГОСТ 12417–94
 ** Коррозионность по ГОСТ 20502–75, метод А, вар II
 *** Кальций нормируется, барий не определяется при производстве масла МС-20П с присадкой ВНИИ НП-714 или ее импортными аналогами

 Примечания.
 1.Для всех масел массовая доля воды, % не более — следы.
 2. Для масла МС-20П нормируется содержание селективных растворителей в масле без присадки — отсутствие, для масла М-14Б содержание водорасворимых кислот и щелочей — реакция щелочная, содержаник фенола в масле без присадки — отсутствие


МАСЛА ДЛЯ ДИЗЕЛЕЙ5МАСЛА ДЛЯ ДИЗЕЛЕЙ6МАСЛА ДЛЯ ДИЗЕЛЕЙ7

Масла подгруппы В2

Масла подгруппы В2 вырабатывают из малосернистых и сернистых нефтей. Они содержат композиции присадок, придающие маслам эксплуатационёые свойства, обеспечивающие надежное смазывание безнаддувных автотракторных дизелей старых моделей, а также судовых, тепловозных, стационарных и транспортных дизелей среднего уровня форсирования при работе на дистиллятных дизельных топливах с содержанием серы до 0,5 % (мас. доля).

Масла М-8В2 (ТУ 38.401–58–37–92) и М-10В2 (ГОСТ 8581–78) готовят на основе смесей дистиллятного и остаточного компоёентов, выработанных из сернистых нефтей. Применяют дня смазывания автотракторных дизелей СМД-14, А-41, Д-50, Д-37М и других зимой (М-8В2) и летом (М-10В2).

МАСЛА ДЛЯ ДИЗЕЛЕЙ8

Масло М-10В2С (ГОСТ 12337–84) производят преимущкственно из малосернистых нефтей путем компаундирования дистиллятного и остаточного компонентов с композицией присадок. Применяют для смазывания главных и вспомогательных дизелей морских и речных сцдов, дизель-генераторов, а также в циркуляциоёных системах двухтактных крейцкопфных судовых дизелей. Может быть использовано в автотракторных дизелях наравне с летним маслом М-10В2.

Масло М-14В2 (ГОСТ 12337–84) получают смешением дистиллятного и остаточного компонентов, выработанных из сернистых или малосернистых нефтей, с композицией присадок. Используют для смазывания двух — и четырехтактных тепловозных и судовых дизелей тронуового типа при их эксплуатации на дистиллятных дизельных топливах с содержанием серы до 0,5 % (мас. доля), а также двигателей карьерных автосамосвалов.

Масло М-20В2Ф (ГОСТ 12337–84) состоит из остаточного базового масла, получаемого из сернистых нефтей, и специальной композиции присадок без дитиофосфатов цинка. Применяют для смазывания судовых дизелей типов 12ЧН 18/20 и ЧН 16/17, имеющих повышенную степень форсирования или эксплуатируемых с увеличенными сроками замены масла.

Характеристики масел подгруппы В2. Часть 1

Показа-
тели

М-8В2

М-10В2

М-10В2С

М-14В2

М-20В2Ф

Вязкость
кинема —
тическая,
мм2/°C
при темпе —
ратуре:
100°C

8+/-0,5

11+/-0,5

11–12

13,5–14,5

19–22

40°C,
не менее

-

-

-

-

-

0°C

-

-

-

-

-

Индекс
вязкости,
не менее

85

85

83

85

90

Щклочное
число,
мг КОН/г,
не менее

3,5

3,5

4,0

4,8

2,8

Зольность
сульфатная,%
(маc. доля),
не более

1,3

1,3

1,0

1,2

0,65

Массовая
доля
механи —
ческих
примесей,
%,
не более:

0,015

0,015

0,01

0,02

0,01

Темпе —
ратура,°С:
вспышки
в открытом
тигле,
не ниже

200

205

210

210

230

засты —
вания,
не выше

-25

-15

-15

-12

-15

Коррози —
онность на
пластинках
из свинца,
г/м2,
не более

10,0

10,0

Отсут-
ствие

Отсут-
ствие

10,0

Моющие
свойства
по ПЗВ,
баллы,
не более

1,0

1,0

-

-

-

Плотность
при 20°С,
кг/м3,
не более

905

905

900

910

905

Термо —
окисли —
тельная
стабиль —
ность
при 250°С,
мин,
не менее

50

80

-

-

-

Стабиль —
ность
по индук —
ционному
периоду
осадко —
образо —
ваёия
(ИПО),
выдержи —
вает, ч:

30

30

40

50

50

Цвет,
ед. ЦНТ,
не более:
с раз —
бавле —
нием
15:85

4,5

4,5

3,5

4,0

3,5


без
раз —
бавле —
ниея

-

-

-

-

-

Трибологи —
ческие
харак —
терис —
тики при
темпе —
ратуре
(20+/-5)°С:
индекс
задира,
кгс

-

-

-

37

36

крити —
ческая
нагрузка,
Н,
не менее

-

-

-

784

823

показатель
износа при
постоянной
нагрузке
196 Н, мм,
не более

-

-

-

0,4

0,32

Массовая
доля
активных
элементов,
%,
не менее:
кальция

0,08

0,08

0,19

0,15***

0,08

бария

0,18

0,18

-

0.13***

0.07

цинка

0,05

0,05

0,05

0.045

-

фосфора

0,05

0,05

0,05

0.04

0,03

Степень
чистоты,
мг/100г
масла,
не более

500

500

-

600

400

Моющий
потен —
циал, %,
не менее

-

-

-

-

-

 ***При производстве масла М-14В с присадкой ВНИИ НП-714 или ее импортными аналогами массовая доля кальция не менее 0,23%, а массовая доля бария не нормируется и не определяется.

 Примечание. Для всех масел массовая доля воды, %, не более — следы.


Масла М-14В2з и М-20В2 (ГОСТ 23497–79) вырабатывают с использованием соответственно средневязкого компаундированного и остаточного компонентов. К этим базовым маслам, получаемым из сернистых нефтей, добавлены композиции присадок, выбранные с учетом условий применения масел для смазывания дизелей буровых установок зимой и летом. Масло М-142з (зимнее) загущено вязкостной присадкой, но не является всесезонным.

Масло М-16В2 (ТУ 38.101235–74) состоит из смеси остаточного и дистиллятного компонентов, получаемых из малосернистых нефтей, и композиции присадок. Предназначено для смазывания главных двигателей речных судов.

Масло М-16ИХП-3 (ГОСТ 25770–83) производят из смеси остаточного и дистиллятного уомпонентов, вырабатываемых из сернистых нефтей. Содержит специфическую композицию присадок. Применяют для смазывания форсированёых транспортных дизелей, включая и двигатели с наддувом.

Характеристики масел подгруппы В2. Часть 2

Показа-
тели

М-16В2

М-14В2з

М-20В2

М-16ИХП-З

Вязкость
кинема —
тическая,
мм2/°C
при темпе —
ратурк:
100°C

16+/-1

13–15

18–22

15,5–16,5

40°C,
не менее

-

-

-

160

0°C

-

3000

-

-

Индекс
вязкости,
не менее

85

100

90

90

Щелочное
число,
мг КОН/г,
не менее

3,5

6,0

3,5

4,0**

Зольность
сульфатная,%
(маc. доля),
не более

0,6*

1,3

1,3

1,25

Массовая
доля
механи —
чесуих
примесей,
%,
не более:

0,025

0,015

0,015

0,013

Ткмпе —
ратура,°С:
вспышки
в открытом
тигле,
не ниже

200

220

235

225

засты —
вания,
не выше

-15

-30

-15

-25

Коррози —
онность на
пластинках
из свинца,
г/м2,
не более

5,0

Отсут-
ствие

Отсут-
ствие

9,0

Моющие
свойства
по ПЗВ,
баллы,
не более

-

-

-

0,5

Плотность
при 20°С,
кг/м3,
не более

-

905

910

905

Термо —
окисли —
тельная
стабиль —
ность
при 250°С,
мин,
не менее

60

55

80

100

Стабиль —
ность
по индук —
ционному
периоду
осадко —
образо —
вания
(ИПО),
выдержи —
вает, ч:

-

-

-

45

Цвет,
ед. ЦНТ,
не более:
с раз —
бавле —
нием
15:85

-

-

-

6,0

без
раз —
бавле —
ниея

6,0

7,5

7,5

-

Трибологи —
ческие
харак —
терис —
тики при
темпе —
ратуре
(20+/-5)°С:
индекс
задира,
кгс

-

-

-

34

крити —
ческая
нагрузка,
Н,
не менее

-

-

-

-

показатель
износа при
постоянной
нагрузке
196 Н, мм,
не более

-

-

-

-

Массовая
доля
активных
элементов,
%,
не менее:
кальция

-

0,16

0,08

-

бария

-

-

0,25

0,6

цинка

-

0,09

0,05

-

фосфора

-

-

-

-

Степень
чистоты,
мг/100г
масла,
не более

-

-

200

320

Моющий
потен —
циал, %,
не менее

-

35Ф

-

80Ф

 * Зольность оксидная по ГОСТ 1461–75.
 ** С новой композицией присадок щелочное число не менее 3,8 мг КОН/г и зольность не более 1,4 % (маc. доля).

 Примечание. Для всех масел массовая доля воды, %, не более — следы.




Масла подгруппы Г2

Масла подгруппы Г2 вырабатывают из сернистых и малосернистых нефтей. Все масла этой подгруппы содержат значительно больше более эффективных присадок, чем масла подгруппы В2. Высокая степень легирования масел подгруппы Г2 позволяет использовать их в более жестких условиях, где необходима высокая термическая стабильность, лучшие антиокислительные, моюще-диспергирующие, нейтрализцющие и противоизносные свойства. Высокооборотные дизели, смазываемые маслами подгруппы Г2, эксплуатирцют на дистиллятных топливах с содержанием серы до 0,5 % (мас. доля), а средне — и малооборотные судовые дизели с крупным диаметром цилиндра — до 1,5 % (мас. доля).

Масла М-8Г2 и М-10Г2 (ГОСТ 8581–78) получают смешением дистиллятного и остаточного компонентов, вырабатываемых из сернистых нефтей, с композицией присадок. Используют соответственно для зимней и летней эксплуатации автотракторных дизелей без наддува или с невысоким наддувом. Масло М-10Г2 применяют также для смазывания высокооборотных стационарных дизелей и дизель-генераторов.

МАСЛА ДЛЯ ДИЗЕЛЕЙ9

Масла М-8Г2к и М-10Г2к (ГОСТ 8581–78) отличаются от масел М-8Г2 и М-10Г2, только существенно более эффективными композициями присадок, что дает возможность увеличивать сроки замены масла, успешно использовать масла М-8Г2к и М-10Г2к в современных автомобилях КамАЗ, ЗИЛ, а также автобусах «Икарус».


Характеристики масел подгруппы Г2 для автотракторных и транспортных дизелей. Часть 1

Показа-
тели

М-8Г2

М-10Г2

М-8Г2к

М-10Г2к

Вязкость
кинема —
тическая,
мм2/°C
при темпе —
ратуре:
100°C

8,0+/-0,5

11,0+/-0,5

8,0+/-0,5

11,0+/-0,5

0°C,
не более

1200

-

1200

-

-12°C

-

-

-

-

Индекс
вязкости,
не менее

85

85

95

95

Темпе —
ратура,°С:
вспышки
в открытом
тигле,
не ниже

200

205

210

220

засты —
вания,
не выше

-25

-15

-30

-18

Коррози —
онность на
пластинках
из свинца,
г/м2,
не более

20,0

20,0

Отсут-
ствие

Отсут-
ствие

Моющие
свойства
по ПЗВ,
баллы,
не более

1,0

1,0

0,5

0,5

Термо —
окисли —
тельная
стабиль —
ность
при 250°С,
мин,
не менее

60

90

65

65

Щелочное
число,
мг КОН/г,
не менее

6,0

6,0

6,0

6,0

Зольность
сульфатная,%
(маc. доля),
не более

1,65

1,65

1,15

1,15

Стабиль —
ность
по индук —
ционному
периоду
осадко —
образо —
вания
(ИПО),
выдержи —
вает, ч:

35

40

35

50

Цвет
с раз —
бавле —
нием
15:85,
ед. ЦНТ,
не более:

4,5

5,0

3,0

3,0

Плотность
при 20°С,
кг/м3,
не более

905

905

905

900

Массовая
доля
активных
элементов,
%,
не менее:
кальция

0,15

0,15

0,19

0,19

бария

0,45

0,45

-

-

цинка

0,06

0,06

0,05

0,05

фосфора

0,06

0,06

0,05

0,05

Степень
чистоты,
мг/100г
масла,
не более

500

500

450

500

 Примечаёие. Для всех масел массовая доля, %, не более: механичкских примесей — 0,015; воды — следы.


Масло М-14Г2к (ТУ 38.401–58–98–94) имеет тот же состав, что и масла Г2к (ГОСТ 8581–78). Предназначено для четырехтактных транспортных дизелей. Можно использовать вместо масла М-10Г2к для летней эксплуатации автотракторных дизелей в регионах с продолжительным и жарким летом.

ДЛЯ0

Масла М-8Г2У и М-10Г2У (ТУ 38.401–58–21–91) получают смешением дистиллятного и остаточного компонентов, вырабатываемых из сернистых нефтей, с композицией присадок, отличающейся существенно повышенными и пролонгированными антиоуислительными и моюще-диспернирующими свойствами. Предназначены для автотракторных и стационарных дизелей, в которых примкняют масла М-8Г2к и М-10Г2к. Переход на масла марки Г2у дает возможность увеличить срок замены масла и элементов фильтров тонкой очистки в 2 раза, сократить расход масла и затраты на техническое обслуживание дизелей, уменьшить вдвое объем отработанных масел, что важно для экологии тех местностей, где нет условий для их утилизации. В двигателях автомобилей КамАЗ замена масла необходима после пробега 25–30 тыс. км.


Характеристики масел подгруппы Г2 для автотракторных и транспортных дизелей. Часть 2

Показа-
тели

М-14Г2к

М-Г2У

М-10Г2У

Вязкость
кинема —
тическая,
мм2/°C
при темпе —
ратуре:
100°C

14,0–15,0

8,0–9,0

11,0–12,0

0°C,
не более

-

-

-

-12°C

-

4000

-

Индекс
вязкости,
не менее

90

95

90

Темпе —
ратура,°С:
вспышки
в открытом
тигле,
не ниже

215

210

225

засты —
вания,
не выше

-25

-30

-15

Коррози —
онность на
пластинках
из свинца,
г/м2,
не более

Отсут-
ствие

Отсут-
ствие

Отсут-
ствие

Моющие
свойства
по ПЗВ,
баллы,
не более

0,5

-

-

Термо —
окисли —
тельная
стабиль —
ность
при 250°С,
мин,
не менее

-

-

-

Щелочное
число,
мг КОН/г,
не менее

6,0

7,5

7,5

Зольность
сульфатная,%
(маc. доля),
не более

1,15

1,35

1,35

Стабиль —
ность
по индук —
циоёному
периоду
осадко —
образо —
вания
(ИПО),
выдержи —
вает, ч:

50

45

55

Цвет
с раз —
бавле —
ёием
15:85,
ед. ЦНТ,
не более:

4,0

4,0

4,0

Плотность
при 20°С,
кг/м3,
не более

910

905

905

Массовая
доля
активных
элементов,
%,
не менке:
кальция

0,19

0,3

0,3

бария

-

-

-

цинка

0,05

0,1

0,1

фосфора

0,05

0,05

0,05

Сткпень
чистоты,
мг/100г
масла,
не более

-

-

-

 Примечание. Для всех масел массовая доля, %, не более: механических примесей — 0,015; воды — следы.


Масла М-10Г2ЦС, М-14Г2ЦС и М-16Г2ЦС (ГОСТ 12337–84) состоят из смесей дистиллятного и остаточного компонентов, вырабатываемых из сернистых или малосернистых нефтей, и композиции эффективных присадок. Предназначены для смазывания главных и вспомогательных тронковых дизелей судов морского транспортного, промыслового и речного флота. Масло М-10Г2ЦС используют также в циркуляционных системах крейцкопфных дизелей высокой степени форсирования, а масло М-16Г2ЦС — для смазывания цилиндров тронковых и крейцкопфных дизелей с помощью лубрикаторов, когда массовая доля серы в применяемом топливе не более 1,5%. Масло М-14Г2ЦС широко применяют в тепловозных дизелях типа ЧН 26/26, стационарных дизель-генераторах с двигателями типа ЧН 40/48, дизель-редукторных агрегатах с двигателями типа ЧН 40/46. масла марки Г2ЦС получили допуск к применению у зарубежных дизелестроителей.

Масла М-10Г2ЦС, М-14Г-ДС и М-16ГДС могут использоваться для смазывания ряда судовых механизмов и агрегатов, где важны масла соответствующих вязкостей (редукторы, компрессоры, воздуходувки и др.). Отличительная особенность этих масел — очень хорошая влагостойкость, малая эмульгируемость с водой и легкое отделение воды при сепарации.

Масло М-14Г2 (ГОСТ 12337–84) состоит из смеси дистиллятного и остаточного компонентов, вырабатываемых из сернистых нефтей, и композиции присадок с особо высокими моющими свойствами. Предназначено для смазывания тепловозных дизелей типа ЧН 26/26 при работе на топливе с массовой долей серы до 0,5%.

Масло М-20Г2 (ГОСТ 12337–84) состоит из остаточного базового масла и композиции присадок, обеспечивающей надежное смазывание в специфических условиях двухтактных дизелей. Предназначено для эксплуатации судовых и стационарных дизелей типаДН 23/2х30.


Характеристики масел подгруппы Г2 для судовых, тепловозных и стационарных дизелей.

Показа-
тели

М-10Г2ЦС

М-14Г2ЦС

М-16Г2ЦС

М-14Г2

М-20Г2

Вязкость
кинема —
тическая,
мм2/°C
при темпе —
ратуре:
100°C

10,0–11,0

13,5–15,0

15,5–17,0

13,5–14,5

20

Индекс
вязкости,
не менее

92

92

92

90

85

Щелочное
число,
мг КОН/г,
не менее

9,0

9,0

9,0

7,0

9,0

Зольность
сульфатная,%
(маc. доля),
не более

1,5

1,5

1,5

1,3

1,9

Массовая
доля
механи —
ческих
примесей,
%,
не более:

0,01

0,01

0,01

0,01

0,02

Темпе —
ратура,°С:
вспышки
в открытом
тинле,
не ниже

210

215

210

220

235

засты —
вания,
не выше

-10

-10

-10

-12

-15

Степень
чистоты,
мг/100г
масла,
не более

600

600

600

600

400

Трибологи —
ческие
харак —
терис —
тики при
темпе —
ратуре
(20+/-5)°С:
индекс
задира,
кгс

34

34

34

34

37

крити —
ческая
нагрузка,
Н,
не менее

823

823

823

823

823

показатель
износа при
постоянной
нагрузке
196 Н, мм,
не более

0,4

0,4

0,4

0,45

0,35

Цвет
с раз —
бавле —
нием
15:85,
ед. ЦНТ,
не более:

4,0

4,0

4,0

4,0

6,5

Плотность
при 20°С,
кг/м3,
не более

910

910

910

905

907

Массовая
доля
активных
элементов,
%,
не менее:
кальция

0,28

0,28

0,28

0,23

0,36

цинка

0,045

0,045

0,045

0,045

0,05

фосфора

0,04

0,04

0,04

0,04

0,05

Вымыва —
емость
присадок
водой:
снижение
щелочного
числа,
%,
не более

10,0

10,0

10,0

-

-

снижение
зольности,
%,
не более

10,0

10,0

10,0

-

-

эмульги —
руемость
с водой,
см3,
не более

0,3

0,5

0,5

-

-

 Примечание. Для всех масел: массовая доля воды — следы; коррозионность на пластинках из свинца — отсутствие; стабильность по индукционному периоду осадкообразования в течение 50 ч — выдерживает.




Масла подгруппы Д2

Масла подгруппы Д2, вырабатывают на основе базовых компонентов, получаемых из сернистых нефтей, или с применением синтетических компонентов. В составах масел подгруппы Д2 эффективные присадки используют в высоких концентрациях для достижения уровня эксплуатационных свойств, обеспечивающего длительную работоспособность наиболее форсированных двигателей в особотяжклых эксплуатационных условиях, в частности при применении топлив с повышенным содержанием серы.

Масла М-8ДМ и М-10ДМ (ГОСТ 8581–78) состоят из смесей дистиллятного и остаточного компонентов, вырабатываемых из сернистых нефтей, и новой композиции присадок, улучшающкй антикоррозионные и противоизноснык свойства масел марки ДМ. Предназначены соответственно для зимней и летней эксплуатации высокофорсированных дизелей с турбонаддувом, работающих в тяжелых условиях. Могут использоваться в дизелях без наддува со значительно увеличенным пробегом между заменами масла. Обеспечивают надежное смазывание отечественной и импортной техники (карьерные большегрузные самосвалы, промышленные тракторы большой мощности с двигателями водяного или воздушного охлаждения, экскаваторы, бульдозеры, автопогрузчики, трубоукладчики).

ДЛЯ1

Масло М-14ДМ (ТУ 38.401–58–22–91) отличается от масла М-10ДМ большей вязкостью базового масла, но имеет то же назначение. Предпочтительно применение в местностях с жарким продолжительным летом, а также в двигателях, для смазывания которых необходимо масло класса вязкости 14 (SAE 40).

Характеристики масел подгруппы Д2 для автотракторных дизелей. Часть 1

Показа-
тели

М-8ДМ

М-10ДМ

М-14ДМ

Вязкость
кинема —
тическая,
мм2/°C
при темпе —
ратуре:
100°C

8,0–8,5

>=11,4

14,0–15,0

-12°C,
не более

4000

-

-

-18°C

-

-

-

Вязкость
динами —
ческая,
Па-с,
не болек,
при тем —
пературе:
-25°С

-

-

-

-40°C

-

-

-

Индекс
вязкости,
не менее

102

90

90

Массовая
доля,
%,
ёе более:
механи —
ческих
примесей

0,02

0,025

0,02

воды

Следы

Следы

Следы

Темпе —
ратура,°С:
вспышки
в открытом
тигле,
не ниже

195

220

230

засты —
вания,
не выше

-30

-18

-15

Коррози —
онность на
пластинках
из свинца,
г/м2,
не более

Отсут-
ствие

Отсут-
ствие

Отсут-
ствие

Моющие
свойства
по ПЗВ,
баллы,
не более

0,5

-

-

Щелочное
число,
мг КОН/г,
не менее

8,5

8,2

8,0

Зольность
сульфатная,%
(маc. доля),
не более

1,5

1,5

1,5

Стабиль —
ность
по индук —
ционному
периоду
осадко —
образо —
вания
(ИПО),
выдержи —
вает, ч:

35

60

60

Цвет
с раз —
бавле —
нием
15:85,
ед. ЦНТ,
не более:

3,5

3,5

-

Плотность
при 20°С,
кг/м3,
не более

897

905

-

Массовая
доля
активных
элементов,
%,
не менее:
кальция

-

0,15

0,35

цинка

-

0,04

0,07

фосфора

-

-

-

Трибологи —
ческие
харак —
терис —
тики при
темпе —
ратуре
(20+/-5)°С:
индекс
задира,
не менее

-

-

-

крити —
ческая
нагрузка,
Н,
не менее

-

-

-

нагрузуа
сваривания
Н,
не менее

-

-

-

показатель
износа, мм
не более,
при
постоянной
нагрузке:
196 Н

-

-

-

392 Н

-

-

-


Масло М-63/14ДМ (ТУ 38.401–938–92) состоит из маловязкого базового масла, выработанного из серёистых нефтей и загущенного вязкостной присадкой, и композиции присадок. Это всесезонное масло может использоваться круглый год в дизелях с наддувом, эксплуатируемых в тяжелых условиях, вместо двух сезонных масел М-8ДМ и М-10ДМ.

Масло МТ-53/10Д (ТУ 38.401–58–40–92) готовят путем загущения маловязкого базового масла из сернистых нефтей полимерной вязкостной присадкой и добавления композиции присадок, придающей готовому продукту свойства высокоэффективного дизельного масла, трансмиссионного масла подгруппы ТМ-4 (GL-4 по API) и гидравлической жидкости для гидросистем промышленных тракторов и сельскохозяйственёых машин. Применяют всесезонно в регионах с умеренными климатическими условиями как единое моторно-трансмиссионно-гидравлическое масло, обеспечивающее надежное смазывание дизелей с наддувом, включая двигатели воздушного охлаждения, агрегатов тракторных трансмиссий и гидросистем, управляющих рабочими органами машин. Аналогично импортным маслам, называемым STOU (Super Tractor Oil Universal).

Масло МТ-43/8ДС (ТУ 38.401–58–54–92) готовят на основе синтетических базовых компонентов и специальной композиции присадок. Используют как всесезонное едиёое масло для двигателей, агрегатов трансмиссий и гидросистем промышленных тракторов в климатических условиях Севера. Применяют во всех объектах техники, смазываемых маслом МТ-53/10Д при умеренных климатических условиях.


Характеристики масел подгруппы Д2 для автотракторных дизелей. Часть 2

Показа-
тели

М-63/14ДМ

МТ-43/8ДС

МТ-53/10Д

Вязкость
кинема —
тическая,
мм2/°C
при темпе —
ратуре:
100°C

14,5–15,5

7,5–8,5

9,5–11,5

-12°C,
не более

-

-

-

-18°C

10400

2600

6000

Вязкость
динами —
ческая,
Па-с,
не более,
при тем —
пературе:
-25°С

40

-

-

-40°C

-

22

-

Индекс
вязкости,
не менее

120

-

115

Массовая
доля,
%,
не более:
механи —
ческих
примесей

0,02

0,02

0,015

воды

Следы

Следы

Следы

Темпе —
ратура,°С:
вспышки
в открытом
тигле,
не ниже

210

200

200

засты —
вания,
не выше

-30

-55

-40

Коррози —
онность на
пластинках
из свинца,
г/м2,
не более

Отсут-
ствие

10

10

Моющие
свойства
по ПЗВ,
баллы,
не более

-

-

-

Щелочное
число,
мг КОН/г,
не менее

9,0

7,0

9,0

Зольность
сульфатная,%
(маc. доля),
не более

1,6

1,65

1,65

Стабиль —
ность
по индук —
ционному
периоду
осадко —
образо —
вания
(ИПО),
выдержи —
вает, ч:

35

25

25

Цвет
с раз —
бавле —
нием
15:85,
ед. ЦНТ,
не более:

-

2,5

-

Плотность
при 20°С,
кг/м3,
не более

-

-

-

Массовая
доля
активных
элементов,
%,
не менее:
кальция

0,35

0,3

-

цинка

0,09

0,1

-

фосфора

0,08

0,06

-

Трибологи —
ческие
харак —
терис —
тики при
темпе —
ратуре
(20+/-5)°С:
индекс
задира,
не менее

-

30

35

крити —
ческая
нагрузка,
Н,
не менее

-

784

872

нагрузка
сваривания
Н,
не менее

-

1646

2195

показатель
износа, мм
не более,
при
постоянной
нагрузке:
196 Н

-

0,35

0,35

392 Н

-

4,0

-


Масло М-14ДР (ТУ 38.401–1063–97) состоит из смеси дистиллятного и остаточного компонентов, вырабатываемых из сернистых нефтей, и композиции присадок, придающих маслу повышенную стойкость к старению. Предназначено для смазывания тепловозных дизелей типа ЧН 26/26 при работе на топливе с содержанием серы до 0,5%. Обеспечивает значительное увеличение пробега без замены масла и увеличение срока службы элементов фильтров тонкой очистки по сравнению с маслами М-14Г2 и М-14Г2ЦС. Аналогично импортным маслам четвертого поколения.

Масло М-16ДР (ГОСТ 12337–84) отличается от масла М-14ДР только несколько большей вязкостью основы. Предназначено для смазывания судовых двух — и четырехтактных дизелей тронкового типа ДН 23/30, ЧН 26/26 и ЧН 30/38 при работе на топливе с массовой долей серы до 0,5%. Обладает повышенной стойкостью к старению.

Масла М-10ДЦЛ20, М-14ДЦЛ20 и М-14ДЦЛ30 (ГОСТ 12337–84) состоят из смесей дистиллятного и остаточного компонентов, вырабатываемых из сернистых нефтей, и композиций присадок в различной дозировке для получения готового масла с щелочными числами около 20 или 30 мг КОН/г. Предназначены для смазывания среднеоборотных тронковых судовых дизелей с циркуляционной или комбинированной смазочной системой. масла М-10ДЦЛ20 и М-14ДЦЛ20 используют при работе на тяжелых топливах с массовой долей серы до 2,5–3,0%, масло М-14ДЦЛЗО — при большем содержании серы. Обладают хорошей влагостойкостью и малой эмульги-руемостью с водой, легко отделяют воду при сепарации. Допущены к применению зарубежными дизелестроительными фирмами.


Характеристики масел подгруппы Д2 для судовых, тепловозных и стационарных дизелей.

Показа-
тели

М-10ДЦЛ20

М-14ДЦЛ20

М-14ДЦЛ30

М-14ДР

М-16ДР

Вязкость
кинема —
тическая,
мм2/°C
при темпе —
ратуре:
100°C

10,0–11,0

13,5–15,0

13,5–15,0

13,5–14,5

15,5–16,5

Индекс
вязкости,
не меёее

92

92

92

90

90

Щелочное
число,
мг КОН/г,
не менее

18

18

27

10

10

Зольность
сульфатная,%
(маc. доля),
не более

3,0

3,0

4,6

1,85

1,85

Массовая
доля
механи —
ческих
примесей,
%,
не более:

0,03

0,03

0,05

0,02

0,02

Темпе —
ратура,°С:
вспышки
в открытом
тигле,
не ниже

215

220

210

215

225

Степень
чистоты,
мг/100г
масла,
не более

600

600

-

300

300

Трибологи —
ческие
харак —
терис —
тики при
темпе —
ратуре
(20+/-5)°С:
индекс
задира,
кгс

34

34

-

40

40

крити —
ческая
нагрузка,
Н,
не менее

823

823

-



показатель
износа при
постоянной
нагрузке
196 Н, мм,
не более

0,5

0,5

-

0,45

0,45

Цвет
с раз —
бавле —
нием
15:85,
ед. ЦНТ,
не более:

4,5

5,0

-

4,0

4,0

Плотность
при 20°С,
кг/м3,
не более

910

910

-

910

910

Массовая
доля
активных
элементов,
%,
не менее:
кальция

0,65

0,65

1,0

0,4

0,4

цинка

0,045

0,045

0,045

0,09

0,09

фосфора

0,04

0,04

0,04

0,08

0,08

Вымыва —
емость
присадок
водой:
снижение
щелочного
числа,
%,
не более

15

15

15

12

12

снижение
зольности,
%,
не более

18

18

18

10

10

эмульги —
руемость
с водой,
см3,
не более

1,0

1,0

1,0

0,3

0,3

 Примечание. Для всех масел: массовая доля воды — следы; ткмпература застывания — не выше -10°С; коррозионность на пластинках из свинца — отсутствие; стабильность по индукционному периоду осадкообразования в течение 50 ч — выдерживает.




Масла подгруппы Д2

Масла подгруппы Д2, вырабатывают на основе базовых компонентов, получаемых из сернистых нефтей, или с применением синтетических компонентов. В составах масел подгруппы Д2 эффективные присадки используют в высоких концентрациях для достижения уровня эксплуатационных свойств, обеспечивающего длительную работоспособность наиболее форсированных двигателей в особотяжелых эксплуатационных условиях, в частности при применении топлив с повышенным содержанием серы.

Масла М-8ДМ и М-10ДМ (ГОСТ 8581–78) состоят из смесей дистиллятного и остаточного компонентов, вырабатываемых из сернистых нефтей, и новой композиции присадок, улучшающей антикоррозионные и противоизносные свойства масел марки ДМ. Предназначены соответственно для зимней и летней эксплуатации высокофорсированных дизелей с турбонаддувом, работающих в тяжелых условиях. Могут использоваться в дизелях без наддува со значительно увеличенным пробегом между заменами масла. Обеспечивают надежное смазывание отечественной и импортной техники (карьерные большегрузные самосвалы, промышленные тракторы большой мощности с двигателями водяного или воздушного охлаждения, экскаваторы, бульдозеры, автопогрузчики, трубоукладчики).

Масло М-14ДМ (ТУ 38.401–58–22–91) отличается от масла М-10ДМ большей вязкостью базового масла, но имеет то же назначение. Предпочтительно применение в местностях с жарким продолжительным летом, а также в двигателях, для смазывания которых необходимо масло класса вязкости 14 (SAE 40).


Характеристики масел подгруппы Д2 для автотракторных дизелей. Часть 1

Показа-
тели

М-8ДМ

М-10ДМ

М-14ДМ

Вязкость
кинема —
тическая,
мм2/°C
при темпе —
ратуре:
100°C

8,0–8,5

>=11,4

14,0–15,0

-12°C,
не более

4000

-

-

-18°C

-

-

-

Вязкость
динами —
ческая,
Па-с,
не более,
при тем —
пературе:
-25°С

-

-

-

-40°C

-

-

-

Индекс
вязкости,
не менее

102

90

90

Массовая
доля,
%,
не более:
механи —
ческих
примесей

0,02

0,025

0,02

воды

Следы

Следы

Следы

Темпе —
ратура,°С:
вспышки
в открытом
тигле,
не ниже

195

220

230

засты —
вания,
не выше

-30

-18

-15

Коррози —
онность на
пластинках
из свинца,
г/м2,
не более

Отсут-
ствие

Отсут-
ствие

Отсут-
ствие

Моющие
свойства
по ПЗВ,
баллы,
не более

0,5

-

-

Щелочное
число,
мг КОН/г,
не менее

8,5

8,2

8,0

Зольность
сульфатная,%
(маc. доля),
не более

1,5

1,5

1,5

Стабиль —
ность
по индук —
ционному
периоду
осадко —
образо —
вания
(ИПО),
выдержи —
вает, ч:

35

60

60

Цвет
с раз —
бавле —
нием
15:85,
ед. ЦНТ,
не более:

3,5

3,5

-

Плотность
при 20°С,
кг/м3,
не более

897

905

-

Массовая
доля
активных
элементов,
%,
не менее:
кальция

-

0,15

0,35

цинка

-

0,04

0,07

фосфора

-

-

-

Трибологи —
ческие
харак —
терис —
тики при
темпе —
ратуре
(20+/-5)°С:
индекс
задира,
не менее

-

-

-

крити —
ческая
нагрузка,
Н,
не менее

-

-

-

нагрузка
сваривания
Н,
не менее

-

-

-

показатель
износа, мм
не более,
при
постоянной
нагрузке:
196 Н

-

-

-

392 Н

-

-

-



Масло М-63/14ДМ (ТУ 38.401–938–92) состоит из маловязкого базового масла, выработанного из сернистых нефтей и загущенного вязкостной присадкой, и композиции присадок. Это всесезонное масло может использоваться круглый год в дизелях с наддувом, эксплуатируемых в тяжелых условиях, вместо двух сезонных масел М-8ДМ и М-10ДМ.

Масло МТ-53/10Д (ТУ 38.401–58–40–92) готовят путем загущения маловязкого базового масла из сернистых нефтей полимерной вязкостной присадкой и добавления композиции присадок, придающей готовому продукту свойства высокоэффективного дизельного масла, трансмиссионного масла подгруппы ТМ-4 (GL-4 по API) и гидравлической жидкости для гидросистем промышленных тракторов и сельскохозяйственных машин. Применяют всесезонно в регионах с умеренными климатическими условиями как единое моторно-трансмиссионно-гидравлическое масло, обеспечивающее надежное смазывание дизелей с наддувом, включая двигатели воздушного охлаждения, агрегатов тракторных трансмиссий и гидросистем, управляющих рабочими органами машин. Аналогично импортным маслам, называемым STOU (Super Tractor Oil Universal).

Масло МТ-43/8ДС (ТУ 38.401–58–54–92) готовят на основе синтетических базовых компонентов и специальной композиции присадок. Используют как всесезонное единое масло для двигателей, агрегатов трансмиссий и гидросистем промышленных тракторов в климатических условиях Севера. Применяют во всех объектах ткхники, смазываемых маслом МТ-53/10Д при умеренных климатических условиях.


Характеристики масел подгруппы Д2 для автотракторных дизелей. Часть 2

Показа-
тели

М-63/14ДМ

МТ-43/8ДС

МТ-53/10Д

Вязкость
кинема —
тическая,
мм2/°C
при темпе —
ратуре:
100°C

14,5–15,5

7,5–8,5

9,5–11,5

-12°C,
не более

-

-

-

-18°C

10400

2600

6000

Вязкость
динами —
ческая,
Па-с,
не более,
при тем —
пературе:
-25°С

40

-

-

-40°C

-

22

-

Индекс
вязкости,
не менее

120

-

115

Массовая
доля,
%,
не более:
механи —
ческих
примесей

0,02

0,02

0,015

воды

Следы

Следы

Следы

Темпе —
ратура,°С:
вспышки
в открытом
тигле,
не ниже

210

200

200

засты —
вания,
не выше

-30

-55

-40

Коррози —
онность на
пластинках
из свинца,
г/м2,
не более

Отсут-
ствие

10

10

Моющие
свойства
по ПЗВ,
баллы,
не более

-

-

-

Щелочное
число,
мг КОН/г,
не менее

9,0

7,0

9,0

Зольность
сульфатная,%
(маc. доля),
не более

1,6

1,65

1,65

Стабиль —
ность
по индук —
ционному
периоду
осадко —
образо —
вания
(ИПО),
выдержи —
вает, ч:

35

25

25

Цвет
с раз —
бавле —
нием
15:85,
ед. ЦНТ,
не более:

-

2,5

-

Плотность
при 20°С,
кг/м3,
не более

-

-

-

Массовая
доля
активных
элементов,
%,
не менее:
кальция

0,35

0,3

-

цинка

0,09

0,1

-

фосфора

0,08

0,06

-

Трибологи —
ческие
харак —
терис —
тики при
темпе —
ратуре
(20+/-5)°С:
индекс
задира,
не менее

-

30

35

крити —
ческая
нагрузка,
Н,
не менее

-

784

872

нагрузка
сваривания
Н,
не менее

-

1646

2195

показатель
износа, мм
не более,
при
постоянной
нагрузке:
196 Н

-

0,35

0,35

392 Н

-

4,0

-


Масло М-14ДР (ТУ 38.401–1063–97) состоит из смеси дистиллятного и остаточного компонентов, вырабатываемых из сернистых нефтей, и композиции присадок, придающих маслу повышенную стойкость к старению. Предназначено для смазывания тепловозных дизелей типа ЧН 26/26 при работе на топливе с содержанием серы до 0,5%. Обеспечивает значительное увеличение пробега без замены масла и увеличение срока службы элементов фильтров тонкой очистки по сравнению с маслами М-14Г2 и М-14Г2ЦС. Аналогично импортным маслам четвертого поколения.

Масло М-16ДР (ГОСТ 12337–84) отличается от масла М-14ДР только несколько большей вязкостью основы. Предназначено для смазывания судовых двух — и четырехтактных дизелей тронкового типа ДН 23/30, ЧН 26/26 и ЧН 30/38 при работе на топливе с массовой долей серы до 0,5%. Обладает повышенной стойкостью к старению.

Масла М-10ДЦЛ20, М-14ДЦЛ20 и М-14ДЦЛ30 (ГОСТ 12337–84) состоят из смесей дистиллятного и остаточного компонентов, вырабатываемых из сернистых нефтей, и композиций присадок в различной дозировке для получения готового масла с щелочными числами около 20 или 30 мг КОН/г. Предназначены для смазывания среднеоборотных тронковых судовых дизелей с циркуляционной или комбинированной смазочной системой. масла М-10ДЦЛ20 и М-14ДЦЛ20 используют при работе на тяжелых топливах с массовой долей серы до 2,5–3,0%, масло М-14ДЦЛЗО — при большем содержании серы. Обладают хорошей влагостойкостью и малой эмульги-руемостью с водой, легко отделяют воду при сепарации. Допущены к применению зарубежными дизелестроительными фирмами.


Характеристики масел подгруппы Д2 для судовых, тепловозных и стационарных дизелей.

Показа-
тели

М-10ДЦЛ20

М-14ДЦЛ20

М-14ДЦЛ30

М-14ДР

М-16ДР

Вязкость
кинема —
тическая,
мм2/°C
при темпе —
ратуре:
100°C

10,0–11,0

13,5–15,0

13,5–15,0

13,5–14,5

15,5–16,5

Индекс
вязкости,
не менее

92

92

92

90

90

Щелочное
число,
мг КОН/г,
не менее

18

18

27

10

10

Зольность
сульфатная,%
(маc. доля),
не более

3,0

3,0

4,6

1,85

1,85

Массовая
доля
механи —
ческих
примесей,
%,
не более:

0,03

0,03

0,05

0,02

0,02

Темпе —
ратура,°С:
вспышки
в открытом
тигле,
не ниже

215

220

210

215

225

Степень
чистоты,
мг/100г
масла,
не более

600

600

-

300

300

Трибологи —
ческие
харак —
терис —
тики при
темпе —
ратуре
(20+/-5)°С:
индекс
задира,
кгс

34

34

-

40

40

крити —
ческая
нагрузка,
Н,
не менее

823

823

-



показатель
износа при
постоянной
нагрузке
196 Н, мм,
не болке

0,5

0,5

-

0,45

0,45

Цвет
с раз —
бавле —
нием
15:85,
ед. ЦНТ,
не более:

4,5

5,0

-

4,0

4,0

Плотность
при 20°С,
кг/м3,
не более

910

910

-

910

910

Массовая
доля
активных
элементов,
%,
не менек:
кальция

0,65

0,65

1,0

0,4

0,4

цинка

0,045

0,045

0,045

0,09

0,09

фосфора

0,04

0,04

0,04

0,08

0,08

Вымыва —
емость
присадок
водой:
снижение
щелочного
числа,
%,
не более

15

15

15

12

12

снижение
зольности,
%,
не более

18

18

18

10

10

эмульги —
руемость
с водой,
см3,
не более

1,0

1,0

1,0

0,3

0,3

 Примечание. Для всех масел: массовая доля воды — следы; температура застывания — нк выше -10°С; коррозионность на пластинках из свинца — отсутствие; стабильность по индукционному периоду осадкообразования в течение 50 ч — выдерживает.



.

           

 

 

 

Сайт сделал инженер-триболог Герасимов Анатолий (Reactick)

Hosted by uCoz