Если у Вас есть интересная информация для
механиков и трибологов,
статьи, программы и
стандарты, присылайте на наш сайт:
smazkimasla@yandex.ru
|
|
АССОРТИМЕНТ, КАЧЕСТВО И СОСТАВ АВИАЦИОННЫХ БЕНЗИНОВ
Авиационные бензины предназначены для применения в поршневых
авиационных двигателях.
В отличие от автомобильных двигателей, в авиационных используется в большинстве
случаев принудительный впрыск топлива во впускную систему, что определяет
некоторые особенности авиационных бензинов по сравнению с автомобильными. Более
высокие требования к качеству авиационных бензинов определяются также жесткими
условиями их применения. ГОСТ 1012–72 предусматривает две марки авиационных
бензинов: Б-91/115 и Б-95/130. Марка авиабензина означает его октановое число
по моторному методу, указываемое в числителе, и сортность на богатой смеси — в
знаменателе дроби. Бензин Б-91/115 предназначен для эксплуатации двигателей
АШ-62ир, АИ-26В, М-14Б, М-14П и
М-14В-26, а Б-95/130 — двигателей АШ-82Т и АШ-82В. В течение 1988–1992 гг.
проведен большой комплекс исследований и испытаний, в результате чего
разработан единый бензин Б-92 без нормирования показателя «сортность на богатой
смеси», вырабатываемый по ТУ 38.401–58–47–92. Как показали испытания, бензин
Б-92 может использоваться взамен бензина Б-91/115 в двигателях всех типов.
Использованик авиабензина Б-92 без нормирования показателя сортности позволяет
наряду с обеспечением нормальной работы двигателей на всех режимах значительно
расширить ресурсы авиабензинов и снизить содержание в них токсичного
тетраэтилсвинца.
В России вырабатывают две марки авиабензинов: Б-91/115 и Б-92. Разработаны
технические условия на авиационные бензины марок Б-100/130 и Б-100/130
малоэтилированный — ТУ 38.401–58–197–97. Установленные нормы к качеству
указанных бензинов соответствуют требованиям АSТМ D 910 и европейским
спецификациям на бензины марок 100 и 100LL. Кроме описанных выше марок
авиационных бензинов, которые применяются непосредственно для эксплуатации
поршневых двигателей, вырабатывается неэтилированный бензин марки Б-70 (ТУ
38.101913–82). В настоящее время этот бензин используется, в основном, как
бензин-растворитель.
Авиационный бензин Б-70 готовят на основе бензина прямой перегонки или
рафинатов риформинга с добавлением высокооктановых компонентов.
Характеристики авиационных бензинов
Показатели
|
Б-95/130
ГОСТ 1012–72
|
Б-91/115
ГОСТ 1012–72
|
Б-92
ТУ 38.401–58–47–92
|
Б-70
ТУ 38. 101913–82
|
Содержание тетраэтилсвинца, г/1 кг бензина, не более
|
3,1
|
2,5
|
2,0
|
-
|
Детонационная стойкость:
|
октановое число по моторному методу, не менее
|
95
|
91
|
91,5
|
70
|
сортность на богатой смеси, не менее
|
130
|
115
|
-
|
-
|
Удельная теплота сгорания низшая, Дж/кг (ккал/кг), не
менее
|
42947·103
(10250)
|
42947·103
(10250)
|
42737·103
(10200)
|
-
|
Фракционный состав:
|
температура начала перегонки, °С, не ниже
|
40
|
40
|
40
|
40
|
перегоняется при температуре, °С, не выше:
|
10 %
|
82
|
82
|
82
|
88
|
50 %
|
105
|
105
|
105
|
105
|
90 %
|
145
|
145
|
145
|
145
|
97,5 %
|
180
|
180
|
180
|
180
|
остаток, %, не более
|
1,5
|
1,5
|
1,5
|
1,5
|
Давление насыщенных паров, Па
|
33325–45422
|
29326–47988
|
29326–47988
|
47988
|
Кислотность, мг КОН/100 см3, не более
|
0,3
|
0,3
|
1,0
|
1,0
|
Температура начала кристаллизации, °С, не выше
|
-60
|
-60
|
-60
|
-60
|
Йодное число, г йода/100 г бензина, не более
|
6,0
|
2,0
|
2,0
|
2,0
|
Массовая доля ароматических углеводородов, %, не более
|
35
|
35
|
Нк нормируется. Определение обязательно.
|
12–20
|
Содержание фактических смол, мг/100 см3 бензина, не
более
|
4,0
|
3,0
|
3,0
|
2,0
|
Массовая доля серы, %, не более
|
0,03
|
0,03
|
0,05
|
0,05
|
Цвет
|
Желтый
|
Зеленый
|
Зеленый
|
Бесцветный
|
Массовая доля параоксидифениламина, %
|
0,002–0,005
|
0,002–0,005
|
-
|
-
|
Период стабильности, ч, не менее
|
12
|
12
|
8
|
-
|
Примечания.
1. Для бензинов всех марок: испытание на медной пластинке — выдерживает;содержание
водорастворимых кислот и щелочей, механических примесей и воды — отсутствие;
прозрачность — прозрачный; плотность при 20 °С, кг/м3 — не нормируется,
определение обязательно.
2. Для авиационного бензина марки Б-91/115, получаемого на основе
компонента каталитического крекинга, устанавливаются:
а) йодное число — 10 г йода/100 г бензина.
б) содержание фактических смол не более 4 мг/100 см3 бензина.
3. Для авиационных бензинов марок Б-95/130 и Б-91/115, выработанных из
бакинских нефтей, допускается содержание параоксидифениламина 0,004–0,010
%, а на базе бензинов каталитического крекинга не менее 0,004 %.
4. С 1 мая по 1 октября нижний предел давления насыщенных паров авиационных
бензинов не служит браковочным признаком, за исключением отгружаемых на
длительное хранение.
5. Для авиационных бензинов, сдаваемых после длительного хранения (более 2
лет), дозапускаются отклонения при определении фракционного состава по ГОСТ
2177–82 для температуры перегонки 10 и 50 % на 2 °С и 90 % на 1 °С.
Этилированные авиационные бензины после длительного хранения допускается
сдавать с периодом стабильности не менее 2 ч.
6. Норма по показателю пункта 3 для бензинов с добавлением базового
компонента крекинга должна быть не менек 43157·103 (10300) Дж/кг (ккал/кг).
7. По согласованию с потребителями допускается изготовлять авиационные
бензины по показателю «период стабильности» с нормой не менее 8 ч.
|
|
В связи с тем, что к авиационным бензинам предъявляются
более жесткие требования, чем к автомобильным, в их состав входят компоненты
ограниченного числа технологических процессов: прямой перегонки нефти,
каталитического риформинга, алкилирования, ароматизации. В состав авиационных
бензинов могут также входить продукты изомеризации прямогонных фракций.
Продукты вторичныхпроцессов, содержащие олефиновые углеводороды, для получения
авиационных бензинов не используются.
Компонентный состав авиационных бензинов зависит в основном от их марки и в
меньшкй степени, чем для автомобильных бензинов, определяется набором
технологических установок на нефтеперерабатывающем заводе.
Базовым компонентом для выработки авиационных бензиёов марок Б-92 и Б-91/115
обычно являются бензины каталитического риформинга. В качестве высокооктановых
компонентов могут быть использованы алкилбензин, изооктан, изопентан и толуол.
Бензины каталитического риформинга обладают высокой детонационной стойкостью на
богатых и бедных смесях. Чем больше суммарное содержание в бензине
ароматических углеводородов, тем выше его сортность на богатой смеси.
Для обеспечения требований ГОСТ и ТУ по детонационной стойкости, теплоте
сгорания, содержанию ароматических углеводородов к базовым бензинам добавляют
изопарафиновые и ароматические компоненты — алкилбензин, изомеризат и толуол.
В целях обеспечения требуемого уровня детонационёых свойств к авиационным
бензинам добавляют антидетонатор тетраэтилсвинец (от 1,0 до 3,1 г на 1 кг бензина) в виде этиловой жидкости. Для стабилизации этиловой жидкости при хранении
авиабензинов добавляется антиокислитель 4-оксидифениламин или Агидол-1.
Как и все этилированные топлива, для безопасности в обращении и маркировки,
авиационные бензины должны быть окрашены. Бензины Б-91/115 и Б-92 окрашиваются
в зеленый цвет красителями: жирорастворимым зеленым 6Ж или жирорастворимым
зеленым антрахиноновым; Б-95/130 — в желтый цвет жирорастворимым желтым К;
Б-100/130 — в голубой цвет органическим жирорастворимым ярко-синим
антрахиноновым или 1,4-диалкиламино-антрахиноном.
.
Сайт сделал инженер-триболог Герасимов
Анатолий (Reactick) |