Если у Вас есть интересная информация для
механиков и трибологов,
статьи, программы и
стандарты, присылайте на наш сайт:
smazkimasla@yandex.ru
|
|
МАСЛА ДЛЯ ВЕРТОЛЕТОВ
В вертолетах маслами смазывают двигатели, редукторы
трансмиссии и шарниры втулок винтов. В двигателях вертолетов МИ-6 и МИ-10
используют масла МС-8п и МС-8рк, в вертолетах МИ-2 и МИ-8 — синтетичкское масло
Б-ЗВ, в турбокомпрессорной части силовой установки вертолета МИ-26 применяют
синтетическое изопарафиновое масло ИПМ-10. В двигателк и редукторе
перспективных и вновь проектируемых вертолетов рекомендовано использовать
синтетическое масло ПТС-225.
Для смазывания редукторов трансмиссии вертолетов используют
широкий ассортимент масел различного назначения, уровень качества которых
невысок. Так как маловязкие моторные масла имеют недостаточную смазывающую
способность, а высоковязкие нефтяные масла обладают неудовлетворительными
низкотемпературными свойствами, то для смазывания редукторов трансмиссий широко
применяют смеси масел.
В вертолетах МИ-6 и МИ-8 для летней эксплуатации до
температуры -10 °С используют смесь масел СМ-11,5–75 % (мас. доля) МС-20 и 25 %
(мае. доля) МС-8п, для зимней эксплуатации — смесь СМ-8–50 % (мас. доля) МС-20
и 50 % (мас. доля) МС-8п.
В редукторах хвостовой трансмиссии вертолетов летом широко
применяют масло МС-20 и трансмиссионное масло ТСгип по ТУ 38.101332–90, а зимой
из-за плохих низкотемпературных свойств масел — смесь МС-20 с МС-8п и смесь
ТСгип с жидкостью АМГ-10 (маслосмесь СМ-9).
Характеристики маслосмесей, используемых в редукторах
вертолетов
Показатели
|
СМ-11,5
|
СМ-8
|
СМ-9
|
Кинематическая вязкость,
мм2/с, при 100 °С
|
11–12,6
|
6,5–7,5
|
11
|
Температура,°С:
вспышки в открытом
тигле, не ниже
|
165
|
155
|
140
|
застывания, не выше
|
-22
|
-30
|
-45
|
Кислотное число,
мг КОН/г,
не более
|
0,05
|
0,05
|
3,5
|
Зольность, %, не более
|
0,004
|
0,004
|
-
|
Смазывающие свойства:
критическая нагрузка, Н
|
500
|
440
|
-
|
показатель износа, мм
|
0,63
|
0,66
|
-
|
Применение смесей масел усложняет эксплуатацию вертолетов и
не может обеспечить безопасность полетов. Из синтетических масел в редукторах
вертолетов МИ-2 и МИ-8, а также в главном редукторе тяжелонагруженного
вертолета МИ-26 используют пентаэритритовое масло Б-ЗВ.
Шарниры винтов отечественных вертолетов смазывают сезонными
маслами. В осевых шарнирах втулок винтов вертолетов при эксплуатации летом
применяют масло МС-20, зимой — ВНИИНП-25 и ВО-12. Масло ВО-12 можно
использовать как всесезонное в диапазоне температур от +60 до -50 °С.
Горизонтальные и вертикальные шарниры втулок винтов вертолетов смазывают летом
маслом ТСгип, зимой — смесью масел ТСгип и АМГ-10.
Смазочные масла для шарниров винтов вертолетов
Масло
|
ТУ, ГОСТ
|
Температура применения
|
масла для горизонтальных и вертикальных шарниров
|
Трансмиссионное ТСгип
|
ТУ 38.101332–90
|
+60...-5°С
|
Маслосмесь СМ-9 (2/3 ТСгип и 1/3 АМГ-10 по объему)
|
-
|
-5...-45 °С
|
масла для осевых шарниров втулок винтов вертолетов
|
МС-20
|
ГОСТ 21743–76
|
+60...-5°С
|
ВНИИНП-25 шарнирное
|
ГОСТ 11122–84
|
-5...-50°С
|
ВО-12
|
ТУ РМ-80–4–95
|
+60...-50°С
|
Масло ВНИИНП-25-шарнирное (ГОСТ 11122–84) — нефтяное
низкозастывающее масло (зимний сорт), загущенное полимерной присадкой, содержит
антиокислительную присадку. В настоящее время не производится.
Масло ВО-12 (ТУ РМ-80–4–95) — всескзонное масло для осевых
шарниров втулок винтов вертолетов. Разработано взамен масла ВНИИНП-25.
Работоспособно при температуре от +60 до -50 °С. Представляет собой смесь
синтетического углеводородного и диэфирного масел с комплексом присадок.
Характеристика масел для осевых шарниров втулок винтов
вертолетов
Показатели
|
ВНИИНП-25
|
ВО-12
|
Кинематическая вязкость,
мм2/с, при 100 °С, не менее
|
10
|
12
|
-30 °С, не более
|
13500
|
15000
|
Кислотное число,
мг КОН/г,
не более
|
0,08
|
0,08
|
Температура,°С:
вспышки в открытом
тигле, не ниже
|
135
|
240
|
застывания, не выше
|
-54
|
-54
|
Содержание водо —
растворимых кислот
и щелочей,
механических примесей
|
Отсутствие
|
Индекс вязкости, не менее
|
120
|
120
|
Массовая доля золы, %, не болек
|
0,005
|
0,005
|
Трибологические
характеристики
на ЧШМТ при (20+5) °С:
критическая нагрузка, Н,
не менее
|
500
|
686
|
показатель износа
при осевой нагрузке
196 Н, не более
|
0,7
|
0,7
|
.
Сайт сделал инженер-триболог Герасимов
Анатолий (Reactick) |