Электронная энциклопедия механика и инженера-триболога

 

Смазки и масла

 

Если у Вас есть интересная информация для механиков и трибологов, статьи, программы и стандарты, присылайте на наш сайт: smazkimasla@yandex.ru

 

 

 

 

МАСЛА ДЛЯ ГАЗОМОТОКОМПРЕССОРНЫХ ГПА

Газомоторный компрессор (ГМК) представляет собой агрегат, состоящий из поршневого газового двигателя (силовой части) и поршневого компрессора, соединенных между собой общим коленчатым валом и рамой.

Смазочная система двигателей ГМК необходима для уменьшения сил трения и износа поверхностей, а также для отвода тепла, выделяющегося при трении, для охлаждения силовых поршней, удаления металлических и неметаллических частиц из зазоров, создания максимальной герметичности между поршнем и цилиндром, в сальниковых уплотнениях и других узлах агрегата (при нормальных зазорах).

К маслу, предназначенному для газовых двигателей, предъявляют следующие требования:

— высокая стабильность, обеспечивающая длительную работу масла без замены;

— отсутствие золы, вызывающей перебои в работе запальных свечей, приводящей к калильному зажиганию, задиру цилиндровых втулок и забиванию продувочных окон;

— хорошие противоизносные свойства, обеспечивающие длительную работу двигателя до ремонта;

— высокие моющие свойства, устраняющие отложение лака и нагара на деталях двигателя.

Температура вспышки масла, применяемого для компрессоров, должна быть на 20–50 °С выше температуры нагнетания.

В поршневых компркссорах смазочное масло находится в прямом соприкосновении со сжатым газом, имеющим высокую температуру. Основным эксплуатационным свойством масел, влияющим на долговечную, эффективную и безопасную работу комрессоров, является их стабильность и способность предотвращать или сводить к минимуму коксообразные отложения в нагнетательных линиях компрессоров. Причиной пожаров, возникающих в смазываемых маслом компрессорах, обычно является образование твердых продуктов распада и уплотнение масла при его эксплуатации.

Наиболее оптимальным, удовлетворяющим требованиям к смазке газомотокомпрессоров, является масло МС-20.

Масло МС-20 — остаточное, селективной очистки, вырабатывается из малосернистых парафиновых и беспарафиновых нефтей. Характеризуется высокой вязкостью, хорошими смазывающими свойствами, отличной адгезией, температурой вспышки выше 265 °С, но недостаточными низкотемпературными свойствами, что исключает его хранение в зимних условиях Севера и Сибири на открытых площадуах, так как для его перекачки на компрессорной станции требуются специальные мощные насосы.

Широкое применение в газомотокомпрессорах нашло масло МГД-14м, разработанное взамен масла МС-20.

Масло МГД-14м (ТУ 38.101930–83) вырабатывают из сернистых нефтей. Содержит специальную композицию присадок. Предназначено для смазывания двигателей и компрессорной части газомотокомпрессоров типов 8ГК, 8ГКМ, 10ГКМ, 10ГКН и аналогичных им агрегатов, работающих на природном газе. Это масло применимо и в циркуляционной, и в лубрикаторной смазочных системах газомотокомпрессоров.

МАСЛА3

Физико-химические свойства масла МГД-14м

Показатели

МГД-14м

Кинематическая вязкость,
мм2/с, при 100 °С, не менее

13,5–15,5

Индекс вязкости, не менее

90

Щелочное число, мг КОН/г, не менее

2,0

Зольность сульфатная, %

0,2

Коррозионность на
пластинках из свинца,
г/м2, не более

10

Температура,°С:
вспышки в открытом
тигле, не ниже

215

застывания, не выше

-15

Массовая доля, %:
механических примесей,
не более

0,015

воды

Следы

Цвет (разбавление 15:85),
ед. ЦНТ, не более

4,0

Степень чистоты,
мг/100 н,
не более

400

Стабильность по индукционному
периоду осадкообразования,
ч, не менее

35


МАСЛА ДЛЯ ГПА С ПРИВОДОМ ОТ КОНВЕРТИРОВАННЫХ АВИАЦИОННЫХ ИЛИ СУДОВЫХ ГТД

Все большее распространение получают ГПА, в которых в качестве приводов используются конвертированные авиационные или судовые газотурбинные двигатели, имеющие одну общую особенность: каждый такой привод состоит из двух отдельных модулей.

Первый модуль, представляющий собственно модификацию базового двигателя, называют газогенератором. Второй модуль — свободная (или силовая) турбина (СТ), приводящая во вращение нагнетатель ГПА.

Выбор того или иного сорта масла для ГТД определяется теплонапряженностью элементов его конструкции, контактирующих с маслом.

Применяемое масло должно иметь достаточную термическую и термоокислительную стабильность. Оно не должно разлагаться (с испарением легких фракций и выпадением из него смолистых веществ) при контакте с наиболее нагретыми стенками масляных полостей привода через уплотнения вращающихся валов.

Масла, применяемые для смазывания ГТД, должны отвечать таким же требованиям, как и масла для авиационных турбореактивных двигателей.

Среди нефтяных масел наиболек широкое применение получили авиационное масло МС-8п, МС-8гп и масло для судовых газовых турбин по ГОСТ 10289–70. Применяют также рабочеконсервационное масло МС-8рк.

Масло для судовых газовых турбин по ГОСТ 10289–79 рекомендовано для использования в некоторых ГПА, разработанных на базе судовых газовых турбин. Его изготовляют на основе трансформаторного масла из сернистых или малосернистых нефтей с добавлением антиокислительной и противоизносной присадок.

Физико-химические свойства масла для судовых газовых турбин

Показаткли

Нормы по ГОСТ 10289–79

Кинематическая вязкость,
мм2/с, при температуре:
50 °С

7,0–9,6

Индекс вязкости, не менее

40

Кислотное число,
мг КОН/г, не более

0,02

Зольность, %, не более

0,005

Температура,°С:
вспышки в открытом
тигле, не ниже

135

застывания, не выше

-45

Стабильность против
окисления (170 °С, 50 ч):
массовая доля осадка
после окислеёия,
%, не более

0,20

кислотное число
окисленного масла,
мг КОН/г, не более

0,65

Содержание водорастворимых
кислот и щелочей,
механических примесей
и воды

Отсутствие

Натровая проба,
оптическая плотность
(кювета 10 мм),
не более

2

Прозрачность масла
без присадки при 5 °С

Прозрачное

Цвет, ед. ЦНТ, не более

1,5

Плотность при 20 °С,
кг/м3, не более

905


Масло МС-8гп (ТУ 0258–003–4006542–97) разработано на базе масла МС-8п, но технология получения базового компонента, температура застывания того -45 °С (в отличие от -55 °С для масла МС-8п), более простая; комплекс присадок сохранился прежним. Масло МС-8гп предназначено для использования только в газотурбинных двигателях ГПА.



Для смазывания теплонапряженных перспективных двигателей типа НК-36СТ, АЛ-31СТ предназначены высококачественное масло Петрим по ТУ 38.401939–92 и углеводородное масло ИПМ-10 по ТУ 38.1011299–90.

Наличие ёескольких сортов масел для смазывания нагнетателей и приводов с авиационными и судовыми двигателями в составе ГПА создает технические сложности при эксплуатации и экономически не эффективно. Создание и применение унифицированного масла позволит улучшить обеспечение и обслуживание ГПА, решит ряд экономических вопросов, повысит надежность работы КС. Как универсальное можно рассматривать масло Эридан для смазывания ГТД и трансмиссии самолетов и вертолетов.


Физико-химические свойства масел МС-8гп, Петрим, Эридан

Показатели

МС-8гп

Петрим

Эридан*

Кинематическая вязкость,
мм2/с, при температуре:
100 °С, ёе менее

8,0

3,0

7,0**

-40 °С, не более

4000

5500

Не нормируется,
определение
обязательно

Температура,°С:
вспышки в открытом
тигле, не ниже

-

170

190

вспышки в закрытом
тигле, не ниже

145

-

-

застывания, не выше

-45

-50

-50

Кислотное число,
мг КОН/г, не более

0,05

0,05

0,2

Массовая доля серы,
%, не более

0,6

-

-

Зольность, %, не более

0,008

-

-

Испаряемость в чашечках
в течение 3 ч:
потери от испарения, %:
при 150 °С, не более

10,0

-

-

при 175 °С

-

Не нормируется,
определение
обязательно

вязкость после испарения,
мм2/C, при -40 °С, не более

5000

Не нормируется,
определение
обязательно

Трибологические
характеристики на ЧШМТ:
критическая нагрузка
при 20 °С, Н, не менее

500

600

600

показатель износа
при осевой
нагрузке 196 Н, мм,
не более

0,5

0,35

0,8

Термоокислительная
стабильность в
течение 50 ч***
кинематическая
вязкость после
окисления, мм2/с,
не более,
при температуре:
100°С

-

5,0

9,0

50 °С

10,0

-

-

-40 °С

5500

7000

13000

кислотное число
после окисления,
мг КОН/г, не более

0,7

2,5

1,0

массовая доля осадуа,
нерастворимого
в изооктане, %,
не более

0,15

0,15

-

коррозия на пластиёках
после окисления,
мг/см2:
стальШХ15

Отсутствие

алюмиёиевый сплав АК4

Отсутствие

медь М1 или М2

+0,2

± 0,2

Отсутствие

Плотность при 20 °С, кг/м3

<=865

>=820

Не нормируется

Цвет, ед. ЦНТ, не более

1,5

-

-

 * Стабильность вязкости после озвучивания на ультразвуковой установке УЗДН-1 в течение 15 мин: относительное снижение вязкости после озвцчивания не более 3 %.

** Вязкость масла Эридан зависит от требований заказчика к качеству и может составлять от 3 до 8 мм2/с при 100 °С.

*** Для масла марки МС-8гп — при 150 °С, для масел Петрим и Эридан — при 175 °С.

 Примечание. Для всех масел содержание водорастворимых кислот, щелочей, воды, механических примесей — отсутствие.


Масло Эридан (ТУ 38.401829–90) обладает высоким уровнем термической (370 °С) и термоокислительной (180–200 °С) стабильности, трибологических характеристик (противоизносных, антифрикционных и противозадирных), а также хорошими антикоррозионными свойствами (не хуже, чем у масла МС-8рк).

Рекомендации по применению конкретных марок масел для авиационных и судовых ГТД в приводах ГПА подробно изложены в статье «Смазочные масла для приводов и нагнетателей газоперерабатывающих агрегатов (создательы: А.Ф. Хурумова, Т.И. Назарова, А.Е. Троянов и др.; М.: 1996).

При подборе масла для конкретных изделий авиационной техники кроме основных характеристик, приведенных в нормативно-технической документации, требуются данные по вспениваемости и совместимости с другими маслами и конструкционными материалами (резинами, покрытиями и др.), по коррозионному воздействию на различные металлы и сплавы, токсокологические и санитарно-гигиенические, теплофизические, электрические характеристики, сведения о зарубежных аналогах и др.

В таблицах ниже привкдены некоторые дополнительные данные по авиационным маслам различных типов.

МАСЛА4

Смазывающие свойства авиационных масел (ГОСТ 9490–75)

Марка масла

Критическая нагрузка, Н

Показатель износа*, мм

ИПМ-10

710

0,35

36/1КУА

790

0,50

ВНИИНП-50–1–4ф

840

0,4

ВНИИНП-50–1–4у

750

0,45

ПТС-225

900

0,5

ВТ-301

900

1,10

МС-8п

500

0,5

МС-8рк

500

0,5

Б-ЗВ

890

0,45

ЛЗ-240

890

0,5

МН-7,5у

840

0,5

ВНИИНП-25

500

0,7

 * При осевой нагрузке 196 Н и температуре (20 ± 5) °С.


Совместимость масел для авиационных газотурбинных двигателей

Марка масла

МС-8п

МС-8рк

ЛЗ-240

Б-ЗВ

ИПМ-10

ВНИИНП
-50–1–4ф

ВНИИНП
-50–1–4у

ПТС-225

ВТ-301

МС-8п


C

-

-

C

C

C

-

-

МС-8рк

C


-

-

C

C*

C*

-

-

ЛЗ-240

-

-


C

C

-

-

C*

-

Б-ЗВ

-

-

C


C*

-

-

C*

-

ИПМ-10

C

C

C

C*


C

C

-

H

ВНИИНП
-50–1–4ф

C*

C*

-

-

C


C

-

-

ВНИИНП
-50–1–4у

C*

C*

-

-

C

C


-

-

ПТС-225

-

-

C*

C*

-

-

-


-

ВТ-301

-

-

-

-

H

-

-

-


 Принятые сокращения: С — масла совместимы, при замене масла промывка смазочной инфраструктуры заменяемым маслом не требуется; срок эксплуатации смеси масел определяется наименьшим сроком эксплуатации одного из компонентов (до первой замены);

С* — масла смешиваются, но эксплуатационные свойства смеси хуже свойств каждого из смешиваемых масел; при замене требуется однократная промывка маслоинфраструктуры заменяемым маслом;

Н — масла несовместимы, при замене масла требуется двукратная промывка маслоинфраструктуры заменяемым маслом;

Прочерк означает, что смеси не исследовались.

Примечание. Минеральное масло МН-7,5у совместимо с маслосмесями.


.

           

 

 

 

Сайт сделал инженер-триболог Герасимов Анатолий (Reactick)

Hosted by uCoz